Арт-резиденция
в «Доме Метенкова»
(2016-2023)
О программе музейной резиденции и ее трансформации

Начало
В 2016 году бывшая команда фотографического музея «Дом Метенкова» (под руководством Кристины Горлановой) получила грантовую поддержку от Благотворительного фонда Владимира Потанина для реализации проекта музейной арт-резиденции под названием «Новые истории Екатеринбурга». Программа была задумана, чтобы сделать видимыми свежие визуальные образы городской жизни, обратить внимание на необходимость поисков новых способов говорить о месте, познакомить локальное сообщество с возможностями фотографии как инструмента исследования пространства. Резидентский проект, открытый в 2016 году стал импульсом для выставочной программы музея, был продлен на два сезона (2017/2018, 2018/2019).

Акцент сезона 2017/2018 года был смещен на более плотную работу с местным художественным сообществом. Тогда участниками арт-резиденции стали авторы, жившие и работавшие в Екатеринбурге. При этом, благодаря партнерским отношениям со Швейцарским советом по культуре, в резиденции приняли участие зарубежные художники, их участие продолжилось и в 2019 году.

О трансформации программы
Сезоны 2020/2021, 2021/2022, 2023
Продолжение в музейной стратегии проект арт-резиденций получил и в 2020 году, когда в институции сменилась команда (заведующей музеем стала Анастасия Мартынова, в институции появился постоянный куратор и экспозиционер — Настя Елизарьева). Арт-резиденция действует в музее и поныне, поскольку видится командой как одна из важных линий развития музея, пусть и в измененной концепции.

С 2020 года произошло небольшое смещение временных рамок выставочного сезона, а также сократилось количество участников программы. Главным образом, это связано с ограниченными ресурсами музея (на данный момент, и последние два года, команда состоит из трех сотрудниц). К 2022 году стало понятно, что адресно приглашаемые резиденты работают не только в новом для себя поле, также не для всех главным медиумом является фотография, поэтому было принято решение трансформировать программу.

Произошло концептуальное изменение формы участия, а сам проект стал называться — «Новые практики Метенкова». При чем важно пояснить, что привязка к фигуре фотографа Вениамина Метенкова, жившего и работавшего в здании, в котором располагается музей, не обязательна для резидента, но возможна. Фигура Метенкова здесь выступает маркером эксперимента — ведь на рубеже XIX-XX веков, связав свою жизнь с фотографией, а затем и с кино, он сделал себя сам, — в том числе его фамилия в названии идентифицирует именно нашу музейную резиденцию.

Трансформировалась изначальная концепция резиденции: увеличился спектр интересующих медиумов, что позволило расширить рамки резидентского участия. Тем самым, команда начала новый виток в междисциплинарной работе, ведь расширился исследовательский фокус взаимодействия с потенциальным участниками проекта. В рамках формата арт-резиденции команде музея стали интересны исследователи, художники, писатели, фотографы, кураторы и другие авторы, умеющие работать в междисциплинарных жанрах, работать с архивами, частными историями, мыслить документацией.

В этой связи, поворотным стал выставочный проект 2022 года — «Автофикшн временно отменяется», в котором в качестве резидента была приглашена писательница Света Лукьянова (Казань). Так формат резиденции приобрел писательский характер — куратором Настей Елизарьевой была создана кросс-жанровая выставка о кросс-жанровой литературе. В экспозиции итогового проекта был помещен прототип книги о взрослении, состоящий из глав, в том числе написанных в период резиденции. Личная история писательницы нашла свое отражение в ключевом для себя медиуме — тексте. Опыт писательской резиденции с итоговым экспозиционным проектом показал, что эксперименты с устоявшимися форматами не отменяют практику прошлого, а наоборот способствуют расширению границ и развитию институции.

В начале 2023 году участниками проекта стали четыре автора из Екатеринбурга с разным музыкальным бэкграундом — созданные ими интерактивные звуковые инсталляции в рамках проекта «Фантомное свидетельство» выстроились вокруг исследования наследия фотографа В. Л. Метенкова. В августе 2023 года открылась выставка kkatardaan skla! художника Виктора Жданова (Старый Оскол/Москва): в экспозиции проекта о вымышленной художественной вселенной был представлен мурал в технике автоматического письма, а также объекты — барельефы и рисунки.
Нажимая на кнопку, вы найдете архив резидентских проектов
с 2016 по 2023 год
Обратная связь
Отзывы и комментарии
Несмотря на ограниченность ресурсов в плане сбора данных с обратной связью, команде музея всегда было важно понимать реакцию аудитории и ее отзывы на проекты, показываемые в институции.

Мы стремимся сделать программу резиденции в музее видимой для широкого круга общественности, заметной для экспертов и авторов, а также попытаться выстроить систему обратной связи с аудиторией музея.

Ниже можно ознакомиться с частью из них: свои комментарии дали участники проекта, эксперты из профессионального сообщества и посетители.
Участники
Для меня приглашение поучаствовать в резиденции имеет особенное, личное, в каком-то смысле сакральное значение. Я считаю мой опыт незаменимой поддержкой на ранней стадии моей карьеры. Я только закончила магистратуру по цифровому искусству во Владивостоке, и в Екатеринбурге никто не знал меня как художницу. Дом Метенкова стал площадкой дебюта моей персональной практики. Очень ценю все, что сделала для меня команда Музея. Мой проект «Перемены созерцательности» также получился очень личным, он о возобновлении отношений с городом, в котором давно не был, а также о чувстве защищенности и любопытства от контакта с ним после локдауна в период COVID-19. У меня получилась инсталляция из 9 глиняных отпечатков Екатеринбурга, каждая фактура которой звучит своей мелодией. Тактильная, звуковая работа на пересечении технологий, саунд-арта и такого классического материала как глина. До сих пор считаю эту работу знаковой в своем портфолио. Повторно удалось показать ее в 2023 году в Центре Современного Искусства в Глазго в Шотландии и поделиться с местными зрителями кусочком моего дома.

«Дом Метенкова» — моя первая резиденция. После нее были еще несколько в онлайн- и оффлайн форматах. Сам музей и коллеги стали для меня настоящим домом и близкими людьми во время работы над проектом. Я благодарна как за поддержку, так и за наши споры, которые были полезны мне (конечно, в моменте сложно бывает это понять, но сейчас мне это очевидно спустя время). Но пусть то, что я использовала слово «дом» не приводит вас к выводу, что мне было так уютно, и я оставалась в своей зоне комфорта. На самом деле, пребывание в резиденции стало для меня пространством роста, новых ситуаций, опыта. Я чувствовала, что мы работаем как команда над результатом, при этом, что приятно, я занималась только своей частью — созданием художественной работы. Все организационные, инсталляционные, ремонтные и дизайн-задачи взяли на себя коллеги из музея. И я считаю, что это важно и ценно. Часто художник для создания выставки/проекта делает все в одиночку, что очень тяжело и влияет на качество.


Мне нравится, как пространство этой резиденции кардинально преображается каждый раз в зависимости от резидента, вплоть до цвета стен в залах. Это отражает авторов и их проекты. Мне нравится расширение пула резидентов до людей, которые работают на стыках дисциплин и пробуют себя не только в совриске, но и в тексте, при этом команда продолжает приглашать современных фотографов. Мне кажется здорово уйти от немного давлеющей темы города в старом названии в сторону практик. Думаю, это дает авторам дышать немного свободнее и экспериментировать со своим высказыванием, зная, что команда музея поддержит их в процессе и результате.
Олеся Ильенок

Междисциплинарная художница, обращающаяся в своих проектах к формам инсталляции, видео-арта и уличного искусства, резидентка сезона 2020/2021
Это была выставка Aventurine, на которой была представлена инсталляция-реконструкция витрины-ларька, в котором работала моя мама в 90-е. В нее были помещены горные породы и минералы, постепенно переходящие в композицию собранную из бусин и кабашонов. Также было звуковое сопровождение. В целом, опыт участия я оцениваю как положительный. Это был мой первый персональный проект, и я рада, что за месяц получилось сделать законченный проект. Со стороны команды было максимальное включение в работу. И в целом они поддерживали любую идею, даже если в последний момент все менялось. Из минусов, которые в моем случае, ни как не повлияли на работу, потому что в Екатеринбурге есть много друзей и родных, но могут повлиять на работу других участников, — произошло мало мероприятий в формате встреч с резидентом для погружения в местное сообщество и контекст. Помимо лекции и знакомства — ничего.

Я была участником других резиденций, но немного другого формата. Первая моя резиденция случилась в Астане — происходила подготовка к групповой выставке. То есть формат предполагал постоянную коммуникацию с другими участниками, которых было много. И вторая резиденция была в Бресте, она была короткая, всего неделю. Поэтому сложно найти объективные отличия резиденции в «Доме Метенкова» от других резиденций, в которых я бывала. Но лично для меня этот опыт отличался тем, что у меня был постоянный доступ к мастерской, была полная свобода действий. В моем случае это была резиденция в родном для меня городе, где я училась в университете, то есть доступными были все знакомства. Также было много помощи в реализации проекта не только от сотрудников музея, но и от моих друзей.
Дарья Трофимова

Мультидисциплинарная художница, работающая с фотографией, звуком, видео и инсталляцией, резидентка сезона 2020/2021
В рамках трехнедельной арт-резиденции «Дома Метенкова» я исследовал практики уличной фотографии в контексте новой этики. Меня интересовала моральная сторона уличной фотографии, границы личного и публичного в фотографировании незнакомцев. Итогом проекта «Атлас улиц» стала масштабная серия постановочных портретов екатеринбуржцев и гостей города с их монологами.

До этого я никогда не был в Екатеринбурге, и арт-резиденция «Дома Метенкова» дала мне возможность погрузиться в повседневную жизнь столицы Урала, через фотографию исследовать его самобытность. Это был очень ценный опыт, позволивший закрыть для себя ряд творческих вопросов.

Участие в резидентской программе «Дома Метенкова» было моим первым опытом такого рода. До этого мне казалось, что участником арт-резиденции могут стать лишь уже именитые авторы с хорошим выставочным портфолио, но в случае с «Домом Метенкова» эта гипотеза была опровергнута. На мой взгляд, эту арт-резиденцию отличает открытость и демократичность музейной команды, готовность к экспериментам, активная вовлеченность в разнообразные художественные практики, искренняя заинтересованность в творческом росте участников, а также высокая компетентность в вопросах организации выставки (монтаж, дизайн, типографика, редакторская работа). На всем протяжении арт-резиденции мне оказывали организационную поддержку (проживание, знакомство с городом, погружение в его культуру) и давали обратную связь. Ряд героев проекта я запечатлел именно благодаря куратору Насте Елизарьевой, которая стала проводником по екатеринбургским улицам, его районам.

Перед участием в арт-резиденции «Дома Метенкова» я основательно изучил проекты предыдущих участников, ознакомился с интервью об их резидентском опыте, чтобы понимать, в каком направлении работать. Мой проект на тот момент реализовывался под общим названием резиденции «Новые истории Екатеринбурга», но уже тогда прослеживался сместившийся фокус в сторону «Новых практик Метенкова» — основой моего проекта в зале стали тексты, а фотографии были представлены в формате зина в качестве своеобразного путеводителя к историям.
Даниил Максюков

Фотограф и художник, исследующий в своих работах повседневную жизнь горожан и среду их обитания, резидент сезона 2021/2022
Результатом моей резиденции стала выставка «Автофикшн временно отменяется», центральным объектом которой была одноименная книга, которую я успела написать в резиденции. В выставке были использованы фотографии из моего семейного архива. Выставка исследовала отношения между реальностью и искусством, автобиографическим и фикциональным. Я очень довольна опытом участия в резиденции, это было интересное время, наполненное новыми знакомствами, вдохновляющими встречами и, самое главное — временем на вдумчивую работу над моим проектом.

Я также была гостьей на резиденции в The Mirror Institution, она находится на острове в Швеции. Программа «Дома Метенкова» предложила мне больше взаимодействия с другими творческими людьми, познакомила с арт-жизнью Екатеринбурга и подарила замечательный опыт работы с куратором Настей Елизарьевой, который я не смогла бы получить ни в каком другом месте.

Я поддерживаю отношения с Катей Юшкевич (участницей резиденции «Новые истории Екатеринбурга», сезон 2016/2017), после моего участия в резиденции мы делали совместный проект в ГЭС-2. К сожалению, я нечасто бываю в Екатеринбурге и только со стороны могу наблюдать за тем, что происходит в резиденции. По моему мнению, в музее рождаются своевременные, интересные, мощные проекты.
Света Лукьянова

Писательница, редакторка, драматург, музыкантка, резидентка сезона 2021/2022
Наш проект «Фантомное свидетельство» — три интерактивных аудиоинсталляции и музыкальное произведение, осмысляющих фигуру Вениамина Метенкова, феномен фотографии и здание музея через призму хонтологии, медиатеории и личных воспоминаний и впечатлений. Думаю, что опыт скорее успешный: кажется, что проект хорошо оценивают как публика, так и профессиональное сообщество, но хотелось бы услышать больше критики. Также важно сказать, говоря об опыте участия, что, к сожалению, в рабочем процессе не удалось достигнуть достаточно качественной коммуникации.

Я не был участником резидентских программ до этого, поэтому не возьмусь сравнивать программу «Дома Метенкова» с другими резидентскими программами. И, пожалуй, вообще не до конца ясно понимаю специфику формата арт-резиденции.

Я слежу за проектами, которые появляются в рамках арт-резиденции «Дома Метенкова», но затрудняюсь сказать о том, как повлияли изменение формата и названия.

Данила Матросов

Саунд-артист, музыкант и независимый куратор, резидент сезона 2023
Эксперты
По моим ощущениям резидентская программа в «Доме Метенкова» трансформировалась ни раз, воспринимаются эти перемены как естественное обновление, позволяющее динамично развиваться не только самой институции, но и зрительскому опыту посетителей музея. Гибкий формат программы ориентирован на художников и создание поддерживающего пространства. Расширение формальных рамок дает возможность команде «Дома Метенкова» найти и более точно сформулировать специфику и уникальность их арт-резиденции, оперативно корректировать содержание и механику ее работы. В зоне риска оказывается коммуникация со зрителем и устойчивость интереса к музейной программе у постоянных и новых посетителей. Новые экспериментальные форматы резидентских проектов потребуют от команды интенсивной медиаторской работы с публикой.


Мне кажется, резидентская программа значительно повлияла на стремительное обновление и развитие «Дома Метенкова» во второй половине 2010-х. Сегодня музей имеет репутацию современной площадки, где создается искусство и возможны музейные эксперименты. К началу 2020-х немногие специализированные институции в Екатеринбурге сохраняют творческую активность и экстремальную актуальность своих проектов. «Дому Метенкова» это удается, в том числе благодаря платформе арт-резиденции, которая является одной из важных точек роста художественной жизни города и его современной культуры.
Ирина Кудрявцева

Искусствовед, преподаватель Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина. Бывший научный работник Уральского филиала Государственного Центра Современного Искусства и куратор образовательного проекта «Приоткрытые понедельники»
С 2020 года я не являюсь сотрудником «Дома Метенкова», но мне очень нравится то, какие дальнейшие трансформации происходят с музеем. Мне интересны и выставочные проекты, и программа арт-резиденций, я регулярно прихожу в музей. Два проекта, которые сразу приходят в голову — это проект Светы Лукьяновой «Автофикшн временно отменяется», мне кажется, это был первый проект арт-резиденции после изменения формата и мне понравилось, как музей в рамках программы может работать с современным текстом. И проект Виктора Жданова kkatardaan skla! — абсолютный вымысел, сайтспецифичный по форме. С точки зрения контекста развития формата арт-резиденций важно, что появляются программы, которые поддерживают не только художников, но и писателей, кураторов, критиков и исследователей смежных областей.


Я считаю, что программа резиденций, которая стала постоянной и расширила поле своей деятельности (стала принимать авторов работающих с текстом и другими медиумами, а не только изобразительным искусством), оказывает влияние не только на социокультурную среду Екатеринбурга (за счет вовлечения местных сообществ в процессе создания работы/проведения исследования; проведения публичных мероприятий программы), но и на связи внутри художественного сообщества России, принимая авторов из разных частей страны и поддерживая их деятельность.
Кристина Горланова

Заведующая фотографическим музеем «Дом Метенкова» с 2015 по 2020 годы, основатель арт-резиденции в фотографическом музее «Дом Метенкова», руководитель Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ Екатеринбург) с 2020 по 2023 годы. С 2022 года программный куратор арт-резиденций Нижегородской области, куратор арт-резиденции «Выкса», со-основательница Ассоциации арт-резиденций России
Я стараюсь смотреть все выставки музея и выставки резидентов. Чаще других вспоминаю выставки первого года резидентской программы, выставки Людмилы Калиниченко, Марианн Мюллер, Дарьи Трофимовой и Светы Лукьяновой. Выставка одного произведения — это высказывание, которое знакомит с художником, но и меня как зрителя погружает в личную, волнующую историю. Такое сцепление, как в дружбе, в долгом близком разговоре. После выставки Даши Трофимовой я вспомнила целый фрагмент своего детства.

Меня увлекает, как меняется программа. Так, выставка Светы Лукьяновой, в центре которой была книга с рассказами о ее детстве, внутри музея фотографии — это вдохновляющая интеллектуальная перспектива в понимании визуального опыта. Недавно открылась выставка Виктора Жданова, она противоположна выставки Светы Лукьяновой: визуальное как телесное переживание, визуальное как скрытое и живущее в рассказе — все это значимые грани.

Один из любимых моих преподавателей говорила, что главный плюс университета — то, что он сталкивает студентов со странными профессорами. Показывает, как по-разному можно думать, действовать, жить. Экспериментальные программы в музее об этой же встрече с разнообразием языков и переживаний, об индивидуальном высказывании, об одиноком голосе, о поиске сообщников. Это очень важно во все времена и особенно сейчас, когда, с одной стороны, мы фиксируем нехватку солидарности и эмпатии, а, с другой, музейный менеджмент предполагает ориентацию на зрителя, и резидентская программа может помочь зрителю увидеть не то, что он знает, а новое, индивидуальное, иное.
Марина Соколовская

Куратор, искусствовед, преподаватель Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина. Куратор проектов в Музее первого президента России Б. Н. Ельцина, Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского, музее фотографии «Дом Метенкова» в 2015-2016 годах, галерее современного искусства OkNo (Челябинск)
Посетители
Мы думаем, что лишь немногие из наших посетителей понимают, что некоторые проекты в наших залах имеют резидентский формат, несмотря на все возможные анонсы на сайте и в наших соцсетях, а также этикетаж. Приводим ниже отзывы, собранные нами в книгах отзывов разных годов, а также несколько скриншотов из интернета.
Отзыв в музейной книге отзывов о проекте «Дверь в стене» Алины Десятниченко (сезон 2016-2017)
Отзыв в музейной книге отзывов о проекте «Поэма о камне» Варвары Кузьминой (сезон 2016-2017)
Отзыв в музейной книге отзывов о проекте «Другие пределы» Елены Аносовой (сезон 2016-2017)
Отзыв в музейной книге отзывов о проекте Wait and see Франсуазы и Даниэля Картье (сезон 2017-2018)
Отзыв в Instagram* о проекте «Атлас улиц» Даниила Максюкова (сезон 2021-2022)

* Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ
Отзыв в Instagram* о проекте «Автофикшн временно отменяется» Светланы Лукьяновой (сезон 2021-2022)

* Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ
Конечно, есть и другие отзывы, скорее не о проектах программы арт-резиденций, а о том, как команда «испортила» музей в целом. Отметим, что их стало меньше. Также стоит сказать, что даже подобные посетительские эмоции считывается командой как сигнал к анализу и дальнейшей работе. Эти отзывы вы можете найти на любом сервисе вроде Яндекс Карт, но мы хотели бы в конце оставить отзыв, отмечающий работу новой команды в середине ее пути с 2020 года.
Отзыв в Яндекс Картах о работе музейной команды
В планах у команды музея продолжать программу арт-резиденции. Вести диалог с авторами и аудиторией, который удалось сохранить со сменой команды и трансформацией программы. Несмотря на ограниченность ресурсов, стараться приглашать больше авторов и вместе с ними делать качественные художественные проекты: не только в концептуальном плане, но и в рамках продакшна выставочных проектов и монтажа, ведь в нашей институции мы создаем экспозиции своими руками.


Спасибо за внимание. Ваша команда «Дома Метенкова».