Меню
Алина Десятниченко
время работы в арт-резиденции: март-апрель 2017
Алина Десятниченко — документальный фотограф из Краснодара, активно сотрудничающий с федеральными и международными изданиями. В ее портфолио большой список публикаций в различных медиа, в том числе в «Афиша Daily», «Таких делах», «Русском репортере», «Русской планете», «Секрете фирмы», Mediazona, The Calvert Journal и других. Алина изучала журналистику в КубГУ, окончила петербургскую школу фотографии «ДокДокДок» Михаила Доможилова, прошла через множество воркшопов, включая мастер-классы фоторедактора Андрея Поликанова, документалиста Татьяны Плотниковой и журнала «Русский репортер». В настоящее время она участница экспериментальной образовательной программы Краснодарского института современного искусства, курируемой художниками арт-группировки «ЗИП». Ее проект «Байкал чудес» был удостоен особого упоминания международной премии PhotogrVphy Grant.

В своих фотосериях Алина Десятниченко обращается к исследованию категории идеального, рассматривая эту тему в различных социальных контекстах. Так, в проекте «100 % мужественность» она затрагивает проблему гендерных стереотипов, вместе с героями ее фотографий пробуя составить коллективный портрет настоящего мужчины. В серии «Станция Савелово» Алина изучает идею утопического и антиутопического и на примере района в Кимрах, где в 1937 году поселился Осип Мандельштам, выясняет, чем сейчас живет место высылки пораженного в правах нежелательного элемента, которому при советской власти запрещено было находиться вблизи Москвы, Ленинграда и союзных республик. Ее проект «Упиваемая чаша» посвящен излечению от алкогольной и наркотической зависимости через трудничество в мужском монастыре, а «Байкал чудес» — превращению семейно-родовых культов в своеобразный туристический аттракцион.
«До этого я никогда не участвовала в арт-резиденциях, поэтому первой мотивацией, наверное, было желание попробовать такой формат. В момент подачи заявки я училась на курсе современного искусства у арт-группировки «ЗИП» в Краснодаре и подумала, что поездка в Екатеринбург — идеальная возможность применить на практике полученные знания и попытаться выйти из порочного круга документальной фотографии. И, конечно же, в целом взглянуть, как вот это все работает изнутри. В результате я получила опыт работы с выставочным пространством и кураторами. И это помогло мне обдумать концепцию для двух проектов, с которыми я очень давно хотела поработать, но все не знала, с какой стороны к ним подобраться. Вообще нужно отметить, что за арт-резиденцией „Дома Метенкова“ стоят удивительное дружелюбие сотрудников музея и жителей города и очень мотивирующая команда».

Алина Десятниченко
итоговый проект
«Дверь в стене»
«Моя история — про идеальное путешествие, в которое отправляешься, чтобы просто побыть наедине с собой, а еще это рассказ о страннике, не сумевшем найти конечный пункт прибытия, несмотря на старательное следование чужим рекомендациям», — поясняет Алина Десятниченко основную идею своего проекта, осуществленного в Екатеринбурге.

Выставка Алины Десятниченко состояла из двух частей. Первая из них была выстроена в виде коллекции открыток с достопримечательностями города, однако, в отличие от типичного набора из туристического путеводителя, в этом главным критерием является не привлекательность мест для чужака, а их мистическая, трансцендентная сторона. Каждую из подобных потусторонних локаций фотографу подсказали сами жители города, однако маршрут между этими точками автор планировала самостоятельно.

Ключевым объектом второй части экспозиции стала сигнальная лента, ставшая материалом для огромного пледа. Привычный предмет автор также рассматривала как неординарный артефакт. «С одной стороны, сигнальная лента защищает людей от города, а с другой — охраняет город от людей», — рассказывает Алина.
фотозин
«Дверь в стене»
По итогам выставки «Дверь в стене» работа молодой художницы была воплощена в виде своеобразного путеводителя по Екатеринбургу, представленного в виде коллекции открыток с достопримечательностями города. В комплекте собраны карточки, на одной стороне которых приводятся изображения локаций, а на другой — фрагменты карты уральской столицы.
Медиа