Меню
Света Лукьянова
«Автофикшн временно отменяется»
14 июля 2022 — 27 ноября 2022
Куратор, экспозиционер и дизайнер: Настя Елизарьева
Приездом Светы куратор музея меняет формат резиденции, который благодаря прошлой команде действует в «Доме Метенкова» с 2016 года. Теперь он носит название «Новые практики Метенкова»: с этого года в арт-резиденции могут принять участие не только художники и фотографы,
а исследователи, писатели, кураторы и другие авторы, умеющие работать в междисциплинарных жанрах, работать с архивами, частными историями, мыслить документацией.

Уже больше пяти лет я помогаю начинающим писательницам: делюсь знаниями, направляю, поддерживаю, подсказываю, редактирую и выпускаю их тексты. Все эти годы тексты других людей были для меня важнее собственных, создание среды для того, чтобы другие могли писать, — важнее, чем собственное письмо. Поэтому я бесконечно благодарна «Дому Метенкова» за то, что они пригласили меня на мою первую личную писательскую резиденцию. Создали идеальные условия для работы: вывезли в новый город, предоставили свою комнату, сняли бытовые заботы. Тексты, представленные на этой выставке, посвящены детству и взрослению. Я пишу об инаковости, невозможности найти свое место в мире. Чувстве одиночества и непонятости, которое сопровождало меня в период взросления.

В «Доме Метенкова» я нашла людей, с которыми мы говорим на одном языке, которые поддерживают меня, вдохновляют и верят в то, что я делаю. Благодаря им я смогла по-настоящему почувствовать себя писательницей. Меня покинули страхи, окружающие часть «авто-», я свободнее почувствовала себя в части «фикшн».

Обнажаться здесь не страшно. Я могу наслаждаться собственным обнажением одновременно как акторка и зрительница. Потому что все это просто текст.

Мое текстовое обнажение все еще происходит в границах, которые поставлены не мной. В наше время сложно понять, где начинаются запретные воды. Возможно, несмотря на предосторожности, мы рискуем. А возможно, наоборот, перестраховываемся.

Света Лукьянова


Да, я пригласила в нашу резиденцию писательницу. И очень рада.

Если вы надеялись увидеть в этом зале фотопроект с развеской в рамах, увы, не получится. Нарратив вокруг изображения я обычно выстраиваю иначе, чем предполагал бы зритель.
Но с заботой о нем. То есть о вас.

Для меня текст и фотография работают одинаково. Когда я во время резиденции прочитала тексты Светы, я поняла, что сделаю то, чего на этой выставке не планировала, но что точно нужно — сделаю книгу, потому что могу. Я уже знала, какой она будет. И знала, что будет кроме книги. Как мы
и договаривались, Света привезла с собой фотоальбомы, которые бережно с малых Светиных лет заполнял ее папа. Она выбрала три. Выбор во многом был случайным. Мой выбор был скорее интуитивным. Света мне доверилась. В этом зале нет ничего кроме снимков и текста. Большой текст, сшитый в блок, на полке, он же — репетиция книги; это — квинтэссенция всего, что вы найдете
в зале, моей рефлексии на Светин труд. Труд писательницы.

Это проект про текст. Про «авто-» и «фикшн», а еще про нас с вами.

Хотелось бы, чтобы он нашел своих зрителей, а лучше зрительниц.

И неважно сколько вам лет: 18+ или 90-.Подумайте о себе, если вы женщина. Подумайте о других.
Я бы хотела, чтобы вы здесь смогли не только посмотреть по сторонам и сделать селфи на память, но еще и прочли наш труд на полке.

Труд — это трудно. Все, кто помогал нам, как и всегда, у меня указаны в «титрах». На этой стене
и в конце книги. «Титры» обычно мало кто читает, а ведь они про труд.

Нам со Светой помогали прекрасные люди, за что им большое спасибо.

Настя Елизарьева


Над выставкой работали: Настя Елизарьева, Анастасия Мартынова, Мария Сенцова.

Команда музея благодарит: Лидию Базаеву, Алтынай Жусупову, Романа Ланина, Станислава Мартынова, Константина Поташева.

18+

Света Лукьянова
Писательница, редакторка, драматург, музыкантка. Соосновательница писательских курсов для женщин Write Like a Grrrl (WLAG)* в России и издательства No Kidding Press. Проводит писательские воркшопы, читает лекции, помогает начинающим писательницам. Работает над дополненным переизданием сборника «Маленькая история о женской сексуальности». Пишет дебютный роман.