Меню
F&D Cartier
время работы в арт-резиденции:
февраль-март 2018
Франсуаза и Даниэль Картье — дуэт швейцарских художников, работающих под псевдонимом F&D Cartier и базирующихся в Биле/Бьене (кантон Берн). Номинанты на международную премию Deutsche Börse Photography Prize (2015), обладатели гранта National Endowment of the Arts Creativity Grant (2004) и шорт-листеры конкурса Critical Mass (2004). Супруги Картье — участники множества выставок как у себя на родине, так и за пределами Швейцарии, в частности в Германии, Италии, Великобритании, Литве, США, Аргентине, Мексике и других странах. Работы дуэта входят в коллекции Музея искусств в Портленде, Музея изобразительных искусств в Хьюстоне, Музея фотоискусства в Оденсе, Fotostiftung Schweiz в Винтертуре и т. д. До Екатеринбурга Франсуаза и Даниэль становились участниками арт-резиденций Kaunas Photogallery в Литве (2013) и Istituto Svizzero di Venezia в Италии (2008).

В поисках новых творческих методов Франсуаза и Даниэль объединили свои усилия еще в 1995 году, приступив к реализации проекта «Wait and See», работа над которым по-прежнему продолжается. Исследуя два знаковых элемента фотографического процесса — светочувствительные материалы и собственно свет, — художники обращаются к способу создания изображений без использования камеры — к искусству фотограммы. В рамках проекта «Wait and See» авторы создают инсталляции, представляющие собой минималистские монохромные полотна, чьи цветовые решения напоминают картины Марка Ротко. В действительности, материалом для работы Картье становятся девственно чистые листы неэкспонировавшейся фотобумаги, выставленные на свет и преобразующиеся под его воздействием. Поясняя свой подход, художники утверждают, что таким образом подвергают сомнению категорию времени, значение самой фотографии в современном обществе и роль автора.
итоговый проект
Wait and see
В противопоставление концепции законченной работы Франсуаза и Даниэль Картье, дуэт швейцарских художников, предлагают идею фотографической инсталляции, постоянно изменяющейся и эфемерной по сути. Исходным материалом для их проекта "Wait and see" («Подожди и увидишь») является светочувствительная фотобумага и собственно свет. Художественный подход, который они развивают с 1997 года, соприкасается с современными вопросами о природе и временности искусства в целом.

Хеппенинг, боди-арт, ленд-арт — арт-история ХХ столетия в значительной степени характеризовалась через категорию мимолетности. Эволюционирующие работы, постоянно меняющиеся на протяжении всей выставки в соответствии с различными процессами — биологическими, физическими, механическими, электронными и компьютерными, — сегодня обновляют понимание искусства, позволяя расширить границы его существования за пределами уникального присутствия в качестве неизменного объекта.

В поле этой рефлексии входят листы светочувствительной бумаги разных периодов производства, размеров и типов эмульсий, терпеливо собираемые, Франсуазой и Даниэлем Картье. Чтобы представить финальный вариант их проекта, медленно преображающегося с течением времени, зрителю предлагается проявить терпение и обратить внимательный взгляд на прогрессирующее цветовое насыщение бумаги, принять и засвидетельствовать этапы этой последовательной трансформации, которая происходит перед глазами посетителя.
Для инсталляции "Wait and see" в Екатеринбурге Франсуаза и Даниэль Картье использовали фотобумагу советской эпохи, скапливавшуюся в музее на протяжении многих лет и остававшуюся все это время без дела. Одни пачки попадали в «Дом Метенкова» вместе с дарами от горожан, происхождение других установить уже невозможно. Художники перебрали эти запасы, выделив 24 вида фотобумаги. Самая старая из них датирована 1960-ми, самая новая — второй половиной 1980-х. В течение почти трех месяцев инсталляция Картье, созданная из отдельных листов этой бумаги, непрерывно взаимодействует со светом, проникающим в выставочный зал, и постепенно меняется. Чтобы ощутить этот эффект, зрителю необходимо проявить терпение, а чтобы представить фотографию — подключить воображение.

Именно поэтому проект швейцарских авторов в переводе на русский язык и называется «Подожди и увидишь».

Поддержка проекта

Московское представительство Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» поддерживает сотрудничество российских и швейцарских организаций, художников, артистов, кураторов и менеджеров, работающих в сфере современного искусства и культуры.

«Дом Метенкова» уже ранее сотрудничал с советом: в 2017 году при поддержке «Про Гельвеция» в музее состоялся мастер-класс швейцарского фотожурналиста Нильса Акермана. В 2018-м по приглашению совета заведующая «Домом Метенкова» Кристина Горланова стала гостем международного портфолио-ревю «Plat(t)form» в Винтертуре.
Медиа