Меню
ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ
Первые страницы истории дома датируются периодом между 1818 и 1825 годами, когда предположительно начала складываться территория усадьбы. Ее первый известный хозяин — священник Екатерининского собора Николай Милорадов, при котором здание представляло собой одноэтажный деревянный жилой дом с деревянными же службами, которые отделяли его от сада с цветниками и газонами.

В 1870-е новым владельцем усадьбы становится Николай Архипович Бархатов из Красноуфимска. Он увеличивает жилой дом за счет пристроя, к деревянным службам добавляет новые строения, в результате чего двор усадьбы приобретает замкнутый характер, сохраненный по сей день. По инициативе Николая Архиповича одноэтажное деревянное здание, построенное в первой половине XIX века, превращается в полукаменное. Предположительно, к 1888 году дом прирастает вторым этажом.

Самые активные модернизации усадьбы приходятся на то время, когда ею владели Метенковы. В 1895 году дом со службами и участком выкупает у Бархатова Евдокия Васильевна Метенкова, в девичестве Ожегова. Новоиспеченная супруга фотографа Вениамина Леонтьевича приобретает семейное жилье на деньги, с которыми ей помогают родственники. В феврале 1896-го на первом этаже дома открывается «Склад фотографических принадлежностей», который некоторое время носит имя жены Метенкова. В июле 1898-го Евдокия Васильевна подает в городскую управу заявление о пристрое деревянного фотопавильона, чьи окна выходят на улицу Клубную. Павильон инновационный, фасад его — большой стеклянный витраж, чья наклоненность позволяет владельцу ателье добиваться совершенства и четкости изображения на снимках. Павильон будет разобран около 1916 года.
Вид на магазин
и фотографический павильон
В. Л. Метенкова, начало ХХ века
Интерьер фотографического магазина В. Л. Метенкова
Контора фотографа
В. Л. Метенкова
Вид на дом с перекрестка улиц Первомайская и Карла Либкнехта, 1970-е
К началу нового столетия дом представляет собой образчик архитектурной эклектики, что отражает историю его перестроек в разные эпохи. Элементы классицизма соседствуют здесь с чертами модерна.

После революции здание конфискуют. Сначала оно находится в ведении военкома 137-го Головного эвакуационного пункта (1919), затем служит пристанищем для Горкомхоза (1920), в 1920—1922 годах его занимает агитационно-плакатный отдел и фотолаборатория Уральского отделения Российского телеграфного агентства. 6 марта 1923 года в эклектичной судьбе дома начинается новый, на этот раз самый продолжительный период: в здании размещается 1-й показательный туберкулезный диспансер, позднее — терапевтический корпус тубинститута.

На исходе советской эпохи дом отписан управлению материально-технического снабжения. В 1991-м его официально берут под охрану государства как памятник истории, спасая от планов по сносу в пользу парковки. 1993-й — год возвращения дома его самому яркому владельцу, Вениамину Метенкову. В это время здание передают для организации фотографического музея.
О ВЕНИАМИНЕ МЕТЕНКОВЕ
Новатор и экспериментатор, ключевая фигура в фотографии на Урале рубежа XIX—XX веков, успешный владелец собственного фотоателье — неудивительно, что имя Вениамина Леонтьевича Метенкова (1857—1933) носит единственный в регионе фотографический музей, основанный в 1998 году в здании, где некогда жил и трудился известный фотолетописец.

Он был из той категории людей, что сделали самих себя. Благодаря собственному упорству, трудолюбию, коммерческой смелости и тяге к новому Метенков сумел выбиться из скромного по размерам города Миасса в Челябинской области и заслужить репутацию лучшего фотографа Екатеринбурга, сочетая способности изобретателя, исследователя и предпринимателя.

Он многое пробовал, находясь в поисках оригинальных решений. Первым на Урале делал портреты с искусственным освещением. Первым создавал городские панорамы с верхней точки и работал со стереофотографией. С его опытов документальной съемки начинается история кино в Екатеринбурге. При этом Метенков был неутомимым путешественником, покадрово собиравшим визуальную картину региона. Индустриальные пейзажи и природные ландшафты, открыточные виды уральской столицы, ставшие теперь каноническими, и сцены повседневной жизни — фотографии Вениамина Леонтьевича сегодня являются уникальными документами последней четверти XIX века и первых двух десятилетий XX столетия.
МУЗЕЙ
Начало единственному на Урале фотографическому музею было положено в 1993 году, когда администрация города, прислушавшись к мнению краеведов и историков, отказалась от намерений снести старинный деревянный особняк на улице Карла Либкнехта, до революции принадлежавший фотографу Вениамину Леонтьевичу Метенкову. 10 августа 1998-го «Дом Метенкова», ставший филиалом Музея истории Екатеринбурга, официально открыл двери для посетителей. Основу его фонда в самом начале составила обширная частная коллекция Евгения Михайловича Бирюкова. Уральский краевед и фотограф безвозмездно передал новому музею около 10 000 объектов — технику, снимки, афиши, сувениры, книги, журналы, открытки и многое другое. Сегодня собрания «Дома Метенкова» отражают полтора века развития фотоискусства в Екатеринбурге.

Располагаясь в центре города и занимая второй этаж здания, музей за годы своего существования постепенно превратился в многофункциональное арт-пространство, где организуются не только выставки, но также лекции, мастер-классы, круглые столы, портфолио-ревю, творческие встречи, видеопоказы, концерты, перформансы и другие культурные события. При этом исторические экспозиции в «Доме Метенкова» сочетаются с проектами ныне работающих с фотографией авторов (как российских, так и зарубежных), демонстрирующих современный взгляд на визуальное искусство и поиск новых методов репрезентации изображения. Классические экспозиционные решения соседствуют с мультимедийными экспериментами, дающими представление о стремительно меняющейся современной фотографической среде.

На своей площадке «Дом Метенкова» осуществляет международные проекты в сфере фотографии, сотрудничая с культурными институциями Германии, Польши, Чехии, Франции, Великобритании, Швейцарии и их представительствами в России.

С 2016 года при музее действует арт-резиденция «Новые истории Екатеринбурга» для фотографов и художников, работающих с изображением.
КОМАНДА МУЗЕЯ
Кристина Горланова
Заведующая фотографическим музеем «Дом Метенкова»
Саша Салтанова
Художник
Анастасия Мартынова
Куратор
Анастасия Богомолова
SMM-редактор, экспозиционер
Полина Анисимова
Центр детских и подростковых программ MeTEENkov
Маргарита Максимова
Хранитель фондов «Дома Метенкова»
ПРОЕКТЫ МУЗЕЯ
В 2016 году «Дом Метенкова» победил в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина с идеей арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга». На протяжении года, с ноября 2016-го по ноябрь 2017-го, в городе поочередно работали семь художников из России, Украины и Германии. Каждый из них по результатам пребывания на Урале представил свой фотопроект, рассказывающий о сегодняшнем Екатеринбурге. Осенью 2017 года резидентскую программу было решено продлить на второй сезон, пригласив в качестве участников уральских авторов и европейских художников.
Двор «Дома Метенкова»
Благодаря своему расположению внутренний дворик фотографического музея является по-домашнему камерной и при этом остающейся открытой городу площадкой. В весенне-летний период он зачастую принимает у себя музыкальные и субкультурные мероприятия — концерты, танцевальные батлы, также становясь платформой для встреч и лекций на открытом воздухе. Кроме того, двор «Дома Метенкова» — традиционное место отдыха посетителей музея в дни вернисажей выставок. Начиная с зимы 2017 года площадка превратилась и в творческое пространство, регулярно осваиваемое резидентами «Новых историй Екатеринбурга».
СОТРУДНИЧЕСТВО
Кураторская команда «Дома Метенкова» открыта интересным предложениям и новым проектам от художников, фотографов и кураторов. С требованиями к оформлению заявок можно ознакомиться ниже.
Оформление предложения
Предложение выставки должно включать краткую творческую биография автора/авторов и куратора (до 1500 знаков), ясное описание концепции проекта (до 2500 знаков), изображения или эскизы. Приветствуется указание базовых технических требований к экспонированию проекта (площадь, освещение, запрашиваемое оборудование и т.д.). Условия оформления портфолио аналогичные: биография, описания проекта(ов), изображения.
Требования к файлам
Предложения проектов и портфолио принимаются только в формате PDF (не более 15 страниц). Размер файла не должен превышать 15 Мб. Ссылки на страницы в соцсетях и облачные хранилища рассматриваться не будут.
Коммуникация
Proposal принимаются только на электронную почту музея: metenkovshouse@gmail.com. Предложения, отправленные в директ в Instagram, Facebook, «ВКонтакте» и другие социальные сети, не рассматриваются.
Музей оставляет за собой право не рецензировать присланные предложения.