Меню
ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ
Первые страницы истории дома датируются периодом между 1818 и 1825 годами, когда предположительно начала складываться территория усадьбы. Ее первый известный хозяин — священник Екатерининского собора Николай Милорадов, при котором здание представляло собой одноэтажный деревянный жилой дом с деревянными же службами, которые отделяли его от сада с цветниками и газонами.

В 1870-е новым владельцем усадьбы становится Николай Архипович Бархатов из Красноуфимска. Он увеличивает жилой дом за счет пристроя, к деревянным службам добавляет новые строения, в результате чего двор усадьбы приобретает замкнутый характер, сохраненный по сей день. По инициативе Николая Архиповича одноэтажное деревянное здание, построенное в первой половине XIX века, превращается в полукаменное. Предположительно, к 1888 году дом прирастает вторым этажом.

Самые активные модернизации усадьбы приходятся на то время, когда ею владели Метенковы. В 1895 году дом со службами и участком выкупает у Бархатова Евдокия Васильевна Метенкова, в девичестве Ожегова. Новоиспеченная супруга фотографа Вениамина Леонтьевича приобретает семейное жилье на деньги, с которыми ей помогают родственники. В феврале 1896-го на первом этаже дома открывается «Склад фотографических принадлежностей», который некоторое время носит имя жены Метенкова. В июле 1898-го Евдокия Васильевна подает в городскую управу заявление о пристрое деревянного фотопавильона, чьи окна выходят на улицу Клубную. Павильон инновационный, фасад его — большой стеклянный витраж, чья наклоненность позволяет владельцу ателье добиваться совершенства и четкости изображения на снимках. Павильон будет разобран около 1916 года.
Вид на магазин
и фотографический павильон
В. Л. Метенкова, начало ХХ века
Интерьер фотографического магазина В. Л. Метенкова
Контора фотографа
В. Л. Метенкова
Вид на дом с перекрестка улиц Первомайская и Карла Либкнехта, 1970-е
К началу нового столетия дом представляет собой образчик архитектурной эклектики, что отражает историю его перестроек в разные эпохи. Элементы классицизма соседствуют здесь с чертами модерна.

После революции здание конфискуют. Сначала оно находится в ведении военкома 137-го Головного эвакуационного пункта (1919), затем служит пристанищем для Горкомхоза (1920), в 1920—1922 годах его занимает агитационно-плакатный отдел и фотолаборатория Уральского отделения Российского телеграфного агентства. 6 марта 1923 года в эклектичной судьбе дома начинается новый, на этот раз самый продолжительный период: в здании размещается 1-й показательный туберкулезный диспансер, позднее — терапевтический корпус тубинститута.

На исходе советской эпохи дом отписан управлению материально-технического снабжения. В 1991-м его официально берут под охрану государства как памятник истории, спасая от планов по сносу в пользу парковки. 1993-й — год возвращения дома его самому яркому владельцу, Вениамину Метенкову. В это время здание передают для организации фотографического музея.
О ВЕНИАМИНЕ МЕТЕНКОВЕ
Новатор и экспериментатор, ключевая фигура в фотографии на Урале рубежа XIX—XX веков, успешный владелец собственного фотоателье — неудивительно, что имя Вениамина Леонтьевича Метенкова (1857—1933) носит единственный в регионе фотографический музей, основанный в 1998 году в здании, где некогда жил и трудился известный фотолетописец.

Он был из той категории людей, что сделали самих себя. Благодаря собственному упорству, трудолюбию, коммерческой смелости и тяге к новому Метенков сумел выбиться из скромного по размерам города Миасса в Челябинской области и заслужить репутацию лучшего фотографа Екатеринбурга, сочетая способности изобретателя, исследователя и предпринимателя.

Он многое пробовал, находясь в поисках оригинальных решений. Первым на Урале делал портреты с искусственным освещением. Первым создавал городские панорамы с верхней точки и работал со стереофотографией. С его опытов документальной съемки начинается история кино в Екатеринбурге. При этом Метенков был неутомимым путешественником, покадрово собиравшим визуальную картину региона. Индустриальные пейзажи и природные ландшафты, открыточные виды уральской столицы, ставшие теперь каноническими, и сцены повседневной жизни — фотографии Вениамина Леонтьевича сегодня являются уникальными документами последней четверти XIX века и первых двух десятилетий XX столетия.
МУЗЕЙ
Начало единственному на Урале фотографическому музею было положено в 1993 году, когда администрация города, прислушавшись к мнению краеведов и историков, отказалась от намерений снести старинный деревянный особняк на улице Карла Либкнехта, до революции принадлежавший фотографу Вениамину Леонтьевичу Метенкову. 10 августа 1998-го «Дом Метенкова», ставший филиалом Музея истории Екатеринбурга, официально открыл двери для посетителей. Основу его фонда в самом начале составила обширная частная коллекция Евгения Михайловича Бирюкова. Уральский краевед и фотограф безвозмездно передал новому музею около 10 000 объектов — технику, снимки, афиши, сувениры, книги, журналы, открытки и многое другое. Сегодня собрания «Дома Метенкова» отражают полтора века развития фотоискусства в Екатеринбурге.

Располагаясь в центре города и занимая второй этаж здания, музей за годы своего существования постепенно превратился в многофункциональное арт-пространство, где организуются не только выставки, но также лекции, мастер-классы, круглые столы, портфолио-ревю, творческие встречи, видеопоказы, концерты, перформансы и другие культурные события. При этом исторические экспозиции в «Доме Метенкова» сочетаются с проектами ныне работающих с фотографией авторов (как российских, так и зарубежных), демонстрирующих современный взгляд на визуальное искусство и поиск новых методов репрезентации изображения. Классические экспозиционные решения соседствуют с мультимедийными экспериментами, дающими представление о стремительно меняющейся современной фотографической среде.

На своей площадке «Дом Метенкова» осуществляет международные проекты в сфере фотографии, сотрудничая с культурными институциями Германии, Польши, Чехии, Франции, Великобритании, Швейцарии и их представительствами в России.

С 2016 года при музее действует арт-резиденция «Новые истории Екатеринбурга» для фотографов и художников, работающих с изображением.
КОМАНДА МУЗЕЯ
Анастасия Мартынова
Заведующая фотографическим музеем «Дом Метенкова»
Настя Елизарьева
Куратор выставочных проектов и экспозиционер
Дима Молодых
Специалист по связям
с общественностью
Мария Сенцова
Администратор
Полина Байманова
SMM-специалист
Анна Тюлькина
Хранитель фондов
«Дома Метенкова»
Евгений Бирюков
Экскурсовод
ПРОЕКТЫ МУЗЕЯ
В 2016 году «Дом Метенкова» победил в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина с идеей арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга». На протяжении года, с ноября 2016-го по ноябрь 2017-го, в городе поочередно работали семь художников из России, Украины и Германии. Каждый из них по результатам пребывания на Урале представил свой фотопроект, рассказывающий о сегодняшнем Екатеринбурге. Осенью 2017 года резидентскую программу было решено продлить на второй сезон, пригласив в качестве участников уральских авторов и европейских художников. Сегодня арт-резиденция «Новые истории Екатеринбурга» продолжает свою работу, регулярно взаимодействуя с авторами из России и Европы.
Библиотека
В библиотеку музея входят десятки изданий по теории и практике фоторемесла (самое старое датируется 1924 годом), книги по истории фотоискусства в России и за рубежом, по архитектуре и искусству, альбомы отдельных авторов и коллективные альманахи, коллекция профессиональных журналов, каталоги выставок и биеннале. С 2016 года регулярно пополняется секция современной фотокниги, основу которой составили работы российских авторов, показанные на выставке «Специальное издание: Фотокнига в России» в «Доме Метенкова» (2016). Ежемесячно музей в рамках текущих экспозиций и других открытых мероприятий показывает тематические подборки изданий из своего собрания.
Двор «Дома Метенкова»
Фотографический музей «Дом Метенкова» был открыт в 1998 году. Он расположен в особняке конца XIX века в центре Екатеринбурга, где жил и работал знаменитый уральский фотограф Вениамин Метенков. Вплоть до конца 80-х годов XX века во дворе и рядом с домом сохранялись зеленые насаждения. В начале 2000-х годов во дворе музея было проведено благоустройство в виде укрепления и облицовки подпорной стенки, а также покрытие плитами. Последние нескольких лет двор музея открыт для проведения масштабных мероприятий, проходящих весной и летом. На популярные среди горожан «Ночь музеев» и «Ночь музыки» суммарно приходит более 5 000 человек. Летом 2021 года командой «Дома Метенкова» запланирована реновация дворового пространства. Наш двор имеет уникальное расположение, поскольку полностью просматривается сверху. Изменения во дворе должны получить смысловую нагрузку. Мы хотели предложить посетителям музея и прохожим вместе с нами посадить сад Метенкова. Нами движет цель создать открытое пространство для прогуливающихся, семей, студентов; а также место для проведения разного рода мероприятий (городских и для частных лиц), привлекающих публику к деятельности музея.
СОТРУДНИЧЕСТВО
Кураторская команда «Дома Метенкова» открыта интересным предложениям и новым проектам от художников, фотографов и кураторов. С требованиями к оформлению заявок можно ознакомиться ниже.
Оформление предложения
Предложение выставки должно включать краткую творческую биография автора/авторов и куратора (до 1500 знаков), ясное описание концепции проекта (до 2500 знаков), изображения или эскизы. Приветствуется указание базовых технических требований к экспонированию проекта (площадь, освещение, запрашиваемое оборудование и т.д.). Условия оформления портфолио аналогичные: биография, описания проекта(ов), изображения.
Требования к файлам
Предложения проектов и портфолио принимаются только в формате PDF (не более 15 страниц). Размер файла не должен превышать 15 Мб. Ссылки на страницы в соцсетях и облачные хранилища рассматриваться не будут.
Коммуникация
Proposal принимаются только на электронную почту музея: metenkovshouse@gmail.com. Предложения, отправленные в директ в Instagram, Facebook, «ВКонтакте» и другие социальные сети, не рассматриваются.
Музей оставляет за собой право не рецензировать присланные предложения.