Марианн Мюллер (Цюрих) — художница, профессор Цюрихского университета искусств. Ее персональные выставки проходили в Швейцарии, Германии, Нидерландах, Португалии, Швеции, Бельгии, Великобритании, Франции, США, Японии, а работы входят в коллекции музеев по всему миру.
Марианн — автор нескольких фотокниг и монографий. Она работает в основном с фотографией, видео, инсталляциями и книгами. В своих проектах она аккумулирует наблюдения за повседневной средой, часто создавая сайт-специфичные выставки — экспозиции, которые делаются для конкретного пространства. Екатеринбургские зрители уже знакомы с Марианн по инсталляции «Зеркальный зал», представленной в бывшей гостинице «Исеть» в рамках основного проекта 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2015).
Свое исследование в рамках резиденции Мюллер осуществляла в сотрудничестве с историком архитектуры доктором Габриэль Шаад из Цюриха. В фокусе их совместного исследования, в котором также принял участие доктор исторических наук Константин Бугров из Екатеринбурга, оказалось конструктивистское наследие города. Интерес для их работы представляли прежде всего анализ внутреннего наполнения зданий и соединение их с деталями закулисья фотостудии Вениамина Метенкова. Результатом этой работы стала инсталляция Марианн Мюллер, а коллаборация художницы с историками завершится изданием фотозина (в процессе продакшена на момент зимы 2020 года).
инсталляция
«Жалобы и предложения»
В своем проекте швейцарская художница Марианн Мюллер обратилась к эстетике старинного фотоателье Вениамина Метенкова. Элементы ее инсталляции появились не только в зале арт-резиденции, но также на лестничной площадке перед входом в музей и снаружи здания.
Основным материалом для выставки внутри и вне «Дома Метенкова» послужили пышные шторы и драпировки. Некогда ими были декорированы стены и почти все окна в помещении музея. Для посетителей не всегда было очевидно, относятся ли эти занавески к той эпохе, когда особняк принадлежал Вениамину Метенкову, или они являются частью современной экспозиции. В 2015 году, с приходом новой команды музея, массивные шторы с соответствующими крепежами были отправлены на хранение, а стены выставочных залов выкрашены в белый цвет.
Марианн Мюллер вновь вернула помпезные занавесы на прежнее место жительства, поставив под сомнение идею реконструкции дореволюционного прошлого в виде старинного фотоателье. Ее инсталляция адаптировала и даже преувеличила традиционный декоративный образ, превратив шторы в готовые скульптуры, которые напомнили о фотосалоне, будуаре или витринах магазина тканей. Использование других элементов на лестничной площадке призвано было отвлечь внимание от настоящего входа в музей и задать вопрос о точках доступа зрителя к историческому наследию. В широком смысле работа Марианн Мюллер выступила критическим комментарием к институциональным помещениям.
В какой последовательности рассматривать тотальную инсталляцию швейцарской художницы. Руководство в шести шагах.
Поддержка проекта
Московское представительство Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» поддерживает сотрудничество российских и швейцарских организаций, художников, артистов, кураторов и менеджеров, работающих в сфере современного искусства и культуры.