«Фантомное свидетельство» — результат совместной работы в музейной резиденции четырёх музыкантов: саунд-артиста Данилы Матросова, пианистки Алины Ежаковой, композитора Романа Цыпышева и вокалистки Катерины Кузнецовой. У всех участников команды разнообразный бэкграунд — от изучения фольклора до создания и исполнения академической музыки.
Исходной точкой проекта была попытка вообразить Метенкова как человека своей эпохи. Это связано с запросом команды музея — поработать с фотографическим архивом, попробовав осмыслить его по-новому — с помощью звука.
Рубеж XIX и XX веков (возможно, вольно) резиденты посчитали переломным: новые технологии фиксации и отражения реальности бурно входили в жизнь и меняли представления о мире. Но парадоксально расцвет наук привёл к мистическому ренессансу: всплеску интереса к мистике и эзотерике. В этом проглядывался кризис рациональности, и именно он так причудливо сталкивал разные миропонимания. Сегодня техническое и метафизическое интуитивно воспринимаются как что-то противоречащее, но тогда эзотерическое обращалось к техническому (то, что сегодня мы назвали бы шарлатанством), а техническое, рутинизированное сегодня, выступало как что-то магическое.
Эти размышления о прошлом близки к хонтологии (или «призракологии»), для которой важна тема непроизвольной памяти. Отсюда ещё одна предпосылка проекта — интерес к теме непроизвольной памяти как к эмоциональному основанию ностальгии. То, что запоминается неведомо для нашей воли и сознания и вспыхивает внезапно в памяти как что-то очень знакомое. Ностальгия — феномен, который пронизывает культуру сейчас. С ней резидентам и захотелось поработать через звук.
Вглядывание резидентов в прошлое, сопровождающееся наивным вопрошанием — как чувствовал себя человек тогда, что он переживал и как ощущал мир, — стало всматриванием в самих себя, в свои ощущения в доме и от старых фотографий. Переживания авторов наложились на переживания человека того времени. Участники резиденции как люди настоящего шли за ностальгией, непроизвольно «вспоминая» что-то о прошлом, создавая миф о нём и свой призрак прошлого. Интерактивная инсталляция развивает и ведёт посетителя выставки по этим темам.
Она открывается залом со столом для (имитации) спиритического сеанса. Перед вами на столе партитура, отсылающая к доске Уиджи. Раньше с ней взаимодействовали, чтобы говорить с духами. Форма здесь имеет новое содержание. В ответ на ваши действия с доской-партитурой голос духа будет прорываться сквозь белый шум, рассказывая вам о прошлом и его отношениях с настоящим словами философа, старой газеты и, возможно, самого Метенкова. Это общение будет сгущаться на звуковых сеансах, когда слушатели, поместив ладони на указатель, интуитивно будут двигаться сквозь символы, расположенные на доске, и влиять на звуковую событийность через присутствующих в виде резидентов «призраков».
После вы попадёте в тёмную комнату. В этом пространстве резиденты обратились к рефлексии о том, как соотносятся фотография и время. Мы мыслим фотографию как стоп-кадр. Но старая фотография требовала долгой выдержки и словно захватывала не момент, а достаточно протяжённый отрезок времени. На некоторых фотографиях мы замечаем призрачно размытые фигуры и как будто можем увидеть это время в динамике. Теоретик кино и звука Мишель Шион говорил о невозможности стоп-кадра в звуке. В проекте арт-резиденции авторы пытаются сделать звуковую фотографию с долгой выдержкой, фиксируя звук и возвращая его. Если вы сделаете звуковой снимок сами, вы сможете услышать снимки людей, которые были в этой комнате до вас. Струны пианино, в свою очередь, резонируют со всеми звуковыми снимками, которые, встречаясь в струнах, взаимодействуют между собой и оставляют звуковой след.
В последнем зале экспонируется своеобразный альтернативный магический архив. Архив звуков, ощущений, отсылок и ассоциаций. Авторы предлагают прислушаться к звуковому ландшафту комнаты, а затем произвести своеобразное «кадрирование», чтобы услышать отдельные звуки и голоса в стенах. Звуковая композиция составлена из их голосов и шумов, произведённых телами, из интервью о восприятии каждым из резидентов этого дома и фигуры Метенкова. В каком-то смысле эта часть инсталляции и есть альтернативный, магический архив фотографа, бывшего хозяина этого дома.
Над проектом работали:
Алина Ежакова, Катерина Кузнецова, Данила Матросов, Роман Цыпышев
Над выставкой работали: Настя Елизарьева (экспозиция), Анастасия Мартынова (реализация).
Команда музея и резиденты благодарят: Ольгу Вольхину, Алтынай Жусупову, Эдуарда Кубенского, Романа Ланина, Станислава Мартынова, Анну Марченкову, Константина Поташева, Лизавету Прокину, Марию Сенцову, Анастасию Терминову, Уральский филиал ГМИИ им. Пушкина и Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» за помощь в организации выставки.
12+