Меню
Елена Аносова
время работы в арт-резиденции: сентябрь-ноябрь 2017
Елена Аносова — фотограф и художник из Иркутска (1983). Живет и работает на территории Москвы и Сибири. Выпускница Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко (2016). Обладатель множества международных наград, в том числе World Press Photo (категория «Повседневная жизнь», 2-е место, 2017), The LensCulture Exposure Awards (1-е место среди серий, 2017) и Center Project Launch Grant (2016). Ее фотокнига «Section» вошла в шорт-лист премии MACK First Book Award в 2016 году. Работы Елены показывались в США, Китае, Японии, Турции, Австрии, Нидерландах и других странах. Аносова — участница арт-резиденции «Заря» во Владивостоке (2015).

Художественная практика Елены сосредоточена на исследовании динамической связи между уровнем изоляции (самоизоляции) и надзорного контроля, на изучении эмоциональных и социальных отношений внутри естественно ограниченных сообществ. Среди тем, с которыми работает Аносова, присутствуют также проблемы границ, идентичности и коллективной памяти применительно к территориям Сибири и Дальнего Востока России.

Так, в серии «Section» Елена обращается к жизни женщин в закрытых учреждениях. В работе «Сагаан Саг» («Белое время») автора интересуют религиозные ритуалы и традиции Ольхона, трансформация острова с деревенским укладом жизни в туристическую зону. В «Вежливой рыбе» Елена фиксирует точки напряжения в пересечении русской и восточной культур в Приморье. Наконец, проект «Out-of-the-Way», отмеченный премией World Press Photo, рассматривает микрокосмос изолированного поселения на Крайнем Севере, чьи жители сохраняют специфический уклад своего сообщества и избирательно принимают новое.
итоговый проект
«Другие пределы»
Исследование темы границ и идентичности Елена Аносова продолжила и в отчетном проекте для уральского музея. Однако от более привычных масштабов рубежей между регионами и культурами, чему посвящены ее предыдущие проекты, она перешла к укрупнению идеи границы.

«Рождаются и гибнут государства, меняется внешний вид планеты, совершенствуются технологии, но взгляд человека в небо остается неизменным. Мы продолжаем вглядываться в бесконечность, увлеченные согласованным многообразием Вселенной, но, главное, очарованные собой, своими желаниями и возможностями, — развивает свою мысль Елена. — Наши стремления направлены в космос, частью которого мы являемся. И, узнавая больше и больше, мы выносим себя все дальше за пределы, используя технологии как расширения. Мы словно протезируем свои тела в пространстве. Телескопы становятся нашими глазами, оружие — руками, одежда — новой кожей».
Следуя за этими образами, художница создала для «Дома Метенкова» проект в двух частях. Первая из них захватила не стены, а потолок одного из выставочных залов музея. В этой своей работе Елена использовала данные спектрального анализа, которые ей предоставили научные сотрудники Коуровской астрономической обсерватории имени К. А. Бархатовой УрФУ. Продолжена же была инсталляция во внутреннем дворе «Дома Метенкова», где в течение месяца участница арт-резиденции отстраивала собственную версию астрономического павильона.
Плакат
«Другие пределы»
Специально к выставке «Другие пределы» Елены Аносовой «Дом Метенкова» выпустил постер размером 60х74 см. На нем запечатлен вид на озеро Байкал из Байкальской астрофизической обсерватории. Именно с интереса к последней началась работа художницы над ее продолжительным проектом, часть которого была воплощена и на уральском материале в арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга». Каждый постер подписан автором и вложен в прозрачную папку со стикером.
Медиа