"Родился Евгений Михайлович 4 октября 1937 года, его родители были из ирбитских крестьян, раскулаченных в 1920-х годах.
Перебравшись в Свердловск, его отец участвовал в строительстве Дома промышленности и дома-коммуны по адресу ул. Ленина, 52.
Недалеко от Ленина, 52, на улице Энгельса размещались двухэтажные бараки для семей участников коммунистической стройки. В этих бараках Евгений Бирюков и провел все свое детство, довольно счастливое по его воспоминаниям, с играми в футбол со старшими братьями и озорными проделками мальчишек из «барачной республики», которая своей атмосферой ассоциировалась у него
с Чикаго.
А вот молодость Евгения Бирюкова, как и повальное увлечение советских людей фотографией, пришлись на период «оттепели».
В послевоенные годы увеличилось производство и разнообразие техники, фотоаппаратура стала доступной практически каждому, появлялись различные фотолюбительские объединения и фотоклубы, внутри которых кипела творческая энергия, и никогда не утихали дискуссии.
Фотографировать начал и Евгений Михайлович. На третьем курсе радиофака УПИ он увлекся альпинизмом. Во время экспедиций снимал горы и их вершины, объясняя свой выбор строчками Владимира Высоцкого — «Лучше гор могут быть только горы». По возращению домой показывал снимки друзьям и знакомым, иногда обменивался лучшими кадрами. Поэтому в эти годы он начинает делать выставки в так называемых молодежных кафе, где собирались большие компании молодых и неравнодушных людей.
Фотография для Бирюкова, как и для многих фотолюбителей, стала моментом вольности, остро не хватавшей в советской действительности.
Он ушел с работы на уральском электромеханическом заводе (УЭМЗ), предпочтя ей общественную фотографическую деятельность. До 1980-х годов Евгений Бирюков был сначала председателем фотоклуба «Свердловск», организованного в Доме культуры имени Дзержинского, затем руководителем народной фотостудии «Товарищ» при ДК «Урал». Работа в этих объединениях была связана с организацией городских выставок, обучением начинающих фотолюбителей азам фототехники, особенностям композиции и эстетики кадра.