Меню
«Фото-Био-Графия»
Жизнь и деятельность Евгения Бирюкова

25 лет назад — 10 августа 1998 года — фотографический музей «Дом Метенкова» заново открыл свои двери после капитального ремонта.
С тех пор в этот летний день музей отмечает свой День рождения.

Особую печальную символичность дата 10 августа приобрела в 2021 году, когда в очередной из дней рождений скончался инициатор создания музея и в дальнейшем его многолетний сотрудник — Евгений Михайлович Бирюков.

В 2022 году команда «Дома Метенкова» открыла выставочный проект «Евгений Бирюков. Мудборд». Основой экспозиции стали кадры с пленок, хранившихся кабинете Евгения Михайловича.

На выставке также представлено черно-белое получасовое видеоинтервью фотографа, записанное за несколько лет до его смерти. В нем Евгений Бирюков рассказывает о своем детстве, о том, как увлечение фотографией пришло в его жизнь и об идеи создания музея уральской фотографии в доме фотографа Метенкова.

Этот текст не ставит себе цели сценографировать данное видеоинтервью. Скорее, это попытка сформировать портрет человека на основе его архива, копившегося в течение нескольких десятилетий.
"Родился Евгений Михайлович 4 октября 1937 года, его родители были из ирбитских крестьян, раскулаченных в 1920-х годах.
Перебравшись в Свердловск, его отец участвовал в строительстве Дома промышленности и дома-коммуны по адресу ул. Ленина, 52.

Недалеко от Ленина, 52, на улице Энгельса размещались двухэтажные бараки для семей участников коммунистической стройки. В этих бараках Евгений Бирюков и провел все свое детство, довольно счастливое по его воспоминаниям, с играми в футбол со старшими братьями и озорными проделками мальчишек из «барачной республики», которая своей атмосферой ассоциировалась у него
с Чикаго.

А вот молодость Евгения Бирюкова, как и повальное увлечение советских людей фотографией, пришлись на период «оттепели».

В послевоенные годы увеличилось производство и разнообразие техники, фотоаппаратура стала доступной практически каждому, появлялись различные фотолюбительские объединения и фотоклубы, внутри которых кипела творческая энергия, и никогда не утихали дискуссии.

Фотографировать начал и Евгений Михайлович. На третьем курсе радиофака УПИ он увлекся альпинизмом. Во время экспедиций снимал горы и их вершины, объясняя свой выбор строчками Владимира Высоцкого — «Лучше гор могут быть только горы». По возращению домой показывал снимки друзьям и знакомым, иногда обменивался лучшими кадрами. Поэтому в эти годы он начинает делать выставки в так называемых молодежных кафе, где собирались большие компании молодых и неравнодушных людей.

Фотография для Бирюкова, как и для многих фотолюбителей, стала моментом вольности, остро не хватавшей в советской действительности.

Он ушел с работы на уральском электромеханическом заводе (УЭМЗ), предпочтя ей общественную фотографическую деятельность. До 1980-х годов Евгений Бирюков был сначала председателем фотоклуба «Свердловск», организованного в Доме культуры имени Дзержинского, затем руководителем народной фотостудии «Товарищ» при ДК «Урал». Работа в этих объединениях была связана с организацией городских выставок, обучением начинающих фотолюбителей азам фототехники, особенностям композиции и эстетики кадра.
Народная фотостудия «Товарищ» в ДК «Урал». Свердловск, 1970.
Из архива Евгения Бирюкова

На протяжении многих лет Евгений Михайлович сотрудничал с периодическими изданиями: писал критические заметки о художественных и фотографических выставках в газетные номера,
под его авторством выходили публикации в просветительском журнале «Уральский следопыт».

Многие коллеги и друзья отмечали чуткость его рассуждений и необыкновенное словесное озорство. Заигрывая с языковой нормой, Евгений Бирюков придумывал оригинальные названия для своих текстов или выставок: «Олимпус-фото-100», «Смотрим МУЗЫКУ», «Авто-Ретро-Ралли», «Санкт-ЕКАТЕРИНбургЪ», УГИ…УИИ…УПИ…УГТУ+УрГУ =УРФУ имени…

Афиша выставки «Очи дивочи…» в «Доме Метенкова». Екатеринбург, 2017.
Из архива Евгения Бирюкова
Поворотным этапом в середине 1970-х годов стала преподавательская деятельность на факультете журналистики, где Бирюков читал лекции по истории фоторепортажа. Среди его коллег оказалась внучка Вениамина Леонтьевича Метенкова — Маргарита Васильевна Ситникова, с которой Евгений Михайлович имел возможность познакомиться.

Эта встреча дала толчок его краеведческой практике: за последующие 15 с лишним лет Евгений Михайлович по крупицам соберет разрозненные сведения о Вениамине Метенкове, хранящиеся в различных музейных архивах, в книгу «Фотограф Метенков». В начале 2000-х годов им будет написана рукопись о развитии фотодела на Урале, которая так и не будет опубликована.

К началу 1990-х в его личной коллекции окажутся несколько тысяч предметных единиц (фотоаппараты, фотографические отпечатки уральских фотографов, открытки, визитки, значки, марки и др.), которые впоследствии станут вещественной основой фотофонда Музея уральской фотографии. История возникновения этого музея будет связана с Евгением Михайловичем, чью роль в создании институции в 1993 году можно назвать центральной.
Дом №36 по ул. Карла Либкнехта, ныне фотографический музей «Дом Метенкова». Свердловск, апрель 1991 года. Из архива Евгения Бирюкова
События этой кампании активно освещались в городских газетах.

Оказавшийся под угрозой сноса дом №36 на улице Карла Либкнехта был прозван газетой «Вечерний Свердловск» как «дом, о котором болят сердца». На его месте должна была возникнуть автостоянка, так как места в условиях быстрорастущего мегаполиса катастрофически не хватало, но неравнодушная общественность в лице краеведческого сообщества сумела отстоять здание и добиться, чтобы его признали памятником культурного значения.

Следующим шагом стали переговоры о создании Музея уральской фотографии в пространстве этого дома, некогда принадлежавшего главному фотолетописецу Урала —Вениамину Метенкову. Ответственность в этом вопросе взяла на себя Галина Павловна Лобанова, на тот момент директор Музея политической истории Урала, ныне переименованного в Музей истории Екатеринбурга.

В декабре 1993 года произошло долгожданное открытие музея. Первая экспозиция называлась «Приемная фотоателье». Среди приглашенных гостей была и правнучка Метенкова, Елена Молчанова. Залы на втором этаже еще пустовали. Дом чрезвычайно нуждался в реконструкции, сдерживаемой денежными обстоятельствами.

К 1997 году здание все же было передано под капитальный ремонт. Реконструкция обновленного «Дома Метенкова» завершилась к 275-летию города — 10 августа 1998 года.
«Дом Метенкова» стал местом сплочения для профессиональных фотографов и для фотолюбителей. Слова благодарности выражали и люди, которые не были частью фотографического сообщества. В архиве Евгения Бирюкова осталась книга отзывов, начатая в 1993 году. Она представляет собой своеобразный диалог институции со зрителем: каждый рукописный текст в ней сопровождается отдельной газетной вырезкой, иногда фотографиями или буклетами с анонсами новых выставок, помещенных в книгу Евгением Михайловичем собственноручно.

Сущность фотографии Евгений Михайлович определял довольно четко, — «Фотография должна быть свидетелем времени». Называя себя фотографистом, он стремился доказать, что фотография — служанка истории, а фотографы ее верные подданные.

Главным своим достижением Евгений Бирюков считал создание Музея уральской фотографии.
Евгений Михайлович Бирюков во фраке. Свердловск. Из архива Евгения Бирюкова

Текст подготовила: Лиза Прокина — культуролог, архивист и исследователь фотографического музея «Дом Метенкова»