Уже больше года на первом этаже музея нельзя увидеть камерных фотовыставок с игрой слов в названии. Их в традиции советских смотров и своем неизменном стиле делал Евгений Михайлович Бирюков. Многим он знаком как один из исследователей творчества Вениамина Метенкова, а также инициатор одноименного музея, открывшегося в здании, на втором этаже которого вы сейчас находитесь, в 1998 году. Евгений Михайлович ушел из жизни в августе 2021 года.
Весной этого года мы вместе с Анастасией Мартыновой начали медленно разбирать архив, который оставил наш покойный коллега в своем кабинете. Материала было много, и он, хоть иногда и объединялся по темам и в серии, был очень разным. Как и любой материал, он требовал продолжительного изучения. Пока мы не готовы представить большой проект о творчестве Евгения Михайловича, но сделать небольшую выставку для общей памяти, можем. Мы поняли, что для первого приближения к пониманию творчества автора, будет достаточно показать его наследие через то, что нравится нам. Я предложила слово «мудборд» в названии выставки. Оно избавляло нас от требования строгой логики повествования, а еще, как мне показалось, подходило нашему герою — он любил выбирать неоднозначные названия для своих проектов: «Екб... пикториальный», «Свердловск… горизонтальный», «Шарташ — прописка городская», «Планета "Свердловск"», «Огни… Коммунизма?», «Городской… реквием», «Городской ширпотреб», «Мона… Примадонна», «Мужской "ЖИЛЛЕТТ"», «МАСКИ — ШОУ…».
В экспозиции вы найдете наш мудборд — мы «прикрепили» на «доску настроений» копии изображений с найденных сливеров Евгения Михайловича. Здесь и репортаж, и уличная фотография, портретные и автопортретные съемки, снимки с проводимых им занятий и дискуссий о фотографии.
Думаем, что нашему герою эта экспозиция бы не понравилась. Он бы назвал ее «дизайнерской», как часто говорил о наших выставках и проектах прошлой музейной команды. В этом зале присутствует оформление, близкое Евгению Бирюкову, — он любил фотомонтаж и экспонирование фотографий в рамах. При условном соблюдении нами оформительских правил Бирюкова наш герой все равно оказывается внутри инсталляции. В инсталляции имени себя.
На первом этаже музея, рядом с фотомагазином, где последние годы Евгений Михайлович делал свои выставки, в рамках этого проекта мы разместили репринт его анкеты пятнадцатилетней давности. Ниже я привожу ответ, который особенно откликается в нас, это ответ под № 3:
«Какую черту своего характера Вам приходилось преодолевать?
Был... и остаюсь сентиментальным, до слез.
И... скромностью не страдаю».
Эта выставка — старт для изучения наследия Евгений Михайловича и трибьют фотографисту, которому в этом году исполнилось бы 85 лет.
Светлая память.
Настя Елизарьева, куратор и экспозиционер
16+