Меню
«Зримая память.
Фотокор Валерий Фаминский»
15 мая — 31 октября 2021
Переливание крови раненому в полковом медпункте. Берлин, май 1945
Последний месяц Великой Отечественной войны глазами фоторепортера Валерия Фаминского
Куратор: Настя Елизарьева
Валерий Фаминский (1914–1993) — художник, в юности окончивший семь классов и обучавшийся
на слесаря. Он начал снимать еще в конце 1920-х, организовав фотокружок на месте обучения
в школе ФЗУ, которую пришлось покинуть. В 1930-е он связывает себя с фотографией, начиная работать фотолаборантом, а затем заведующим фотолаборатории при заводе. Со слесарным делом, как и со службой в строевой, он попрощался по состоянию здоровья — у Валерия была сильная близорукость, из-за чего его ждал статус белобилетника. Правда, Фаминского это совсем
не устраивало, и добровольцем в звании рядового он все-таки попадает на фронт в 1943 году.

Происходит это благодаря делу жизни — фотографии. Фаминский становится фотокорреспондентом Военно-медицинского музея, создавая материалы для архива в числе других штатных работников — фоторепортеров, художников, патологоанатомов, работающих в составе фронтовых бригад.
По заданию музея фотокор снимает оказание первой медпомощи пехоте, танковым, артиллерийским и кавалерийским частям. Проявку отснятой пленки Валерий обычно проводит в близких тылах, после чего отправляет негативы в Москву, иногда для сдачи в фонды музея везет их с собой,
когда его отзывают в столицу для переброски на другой фронт.
Доставка раненого в эвакопункт на собаках. Восточная Германия, р-н Зееловских высот, апрель 1945
В пространстве выставки вы найдете весну в Германии долгожданного 1945 года, Берлин
после уличных боев, советских солдат и офицеров, быт войны, раненых, служащих медсанбата, многочасовой труд военных медиков в период с 22 апреля по 24 мая и фрагменты из дневника фотокора. Свой дневник Валерий восстановит по воспоминаниям. Текст наравне с фотографиями покажет Фаминского как гуманиста и человека, серьезно относившегося к своему призванию. Отмеченное им на снимках раскрывает его как автора. Валерий Фаминский, выполняя задание, идет чуть дальше обозначенного контура — фиксирует рутинный военный уклад, сострадание, контраст форм жизни и всех без исключения людей войны — моменты на исходе завершающейся катастрофы.

На выставке представлены копии фотографических изображений авторства
Валерия Фаминского из частной коллекции Артура Бондаря, а также снимок из семейного архива Насти Елизарьевой.

В полковом медпункте. Германия, апрель–май 1945