«Местный киноконтекст:
кинематограф старого Екатеринбурга»
История кинопроизводства на Урале
Датой рождения кинематографа принято считать 28 декабря 1895 года, когда в подвале кафе «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок Луи и Огюстом Люмьер был организован первый публичный коммерческий кинопоказ.

До кинематографа жизнь братьев Люмьер была тесно связана с фотографией: их отец Антуан Люмьер владел фабрикой, производившей желатиновые фотопластинки, братья же принимали активное участие в развитии семейного дела. Постепенно их интерес фотографией сменился в сторону движущегося изображения. Используя наработки американского изобретателя Томаса Эдисона, Люмьеры создали технологию синематографа, которая была рассчитана на возможность коллективного просмотра кинолент. Известия о французском киноаппарате быстро распространились в разные страны. Каталоги с кинолентами французских предпринимателей были наполнены сценами из жизни городов Франции, Великобритании, Германии. О Люмьерах стали говорить как о тех, кто показал миру мир.

Первые кинопоказы в России состоялись уже весной 1896 года. Кинокомпанию Люмьеров представлял французский журналист и оператор Камилл Серф. В рамках своего визита он устроил кинопоказы коротких фильмов в Петербурге и Москве, а также задокументировал коронацию императора Николая II.

Шествие после коронации Николая II. Под балдахином — император Николай II. Москва, 1896
Кинопредпринимательство в России в конце XIX века было устроено по принципу гастрольных электротеатров: предприниматель, решивший заняться коммерческой демонстрацией кинематографических картин должен был сначала закупить всю необходимую аппаратуру для проекции и комплект кинолент, составляющих программу сеанса. Для этого ему требовалось поехать за границу, так как представительства кинофирм, совершавших продажу кинотехники и картин для показа, в Российской империи появились лишь в начале ХХ века. Затем уже организовывались и проводились киносеансы, но так как программу требовалось постоянно обновлять, владельцы проекционной техники стали путешествовать по всей стране с одним и тем же набором закупленных кинолент. Так происходило знакомство жителей разных городов с кинематографом.

Благодаря таким энтузиастам-предпринимателям кино появилось и на Урале. В Екатеринбурге первый киносеанс состоялся 7 ноября (19 ноября по новому стилю) 1896 года. Он был организован коммивояжером Степаном Осиповичем Маржецким в здании городского театра, располагавшегося на перекрестке Главного (ныне пр-кт Ленина) и Вознесенского (ныне ул. Карла Либкнехта) проспектов. В преддверии сеансов синематографа по городу были расклеены афиши, в программе указывались около семидесяти картин, среди которых, например, и хроника «Русской недели» в Париже. Вооружившим кинематографом, как называли тогда проекционных аппарат для кинолент, Маржецкий сумел объехать все крупные города Урала, Сибири и Дальнего Востока, соединенные транссибирской магистралью.
Заметка о состоявшемся 7 ноября 1896 года сеансе кинематографа в газете
«Екатеринбургская неделя» № 44. Екатеринбург, 1896
Изначально выпуск и прокат кинематографических картин в России осуществляли французские фирмы «Пате» и «Гомон», имеющие с 1905 года свои постоянные отделения в Москве. На Урале первая прокатная контора была открыта фотографом Вениамином Метенковым, который к началу ХХ века уже имел дело с «живой фотографией». Среди товаров его фотомагазина были представлены «волшебные фонари», предназначенные для проекции изображений. Продавались также выполненные в красках картины для «волшебного фонаря» с сюжетами сказок или комичными сценами, диапозитивные пластинки с живописными видами. Некоторые диапозитивы изготавливались в мастерской при фотомагазине, среди них были и виды Урала, копировавшиеся с оригинальных негативов. С участием Вениамина Метенкова проходили сеансы световых картин для членов Уральского общества любителей Естествознания (УОЛЕ).
«Волшебный фонарь» был изобретен еще в XVII веке, популярность и широкое распространение аппарат получил в XVIII–XIX века, когда когда его стали использовать в развлекательных и просветительских целях. С помощью «волшебных фонарей» в школах, в университетских аудиториях проходили научно-просветительные мероприятия и публичные лекции. Работа проекционного аппарата основывалась на действии оптического прибора, состоящего из рефлектора, конденсатора, объектива и источника света.
Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) — научно-краеведческая и общественная организация, учрежденная в 1870 году. Основными целями Общества стали изучение и исследование Урала в естественно-историческом отношении, а также распространение естественно-исторических знаний об этом крае. С 1873 по 1927 год Обществом издавался журнал «Записки УОЛЕ» (1873–1927).
Иллюстрации работы «волшебного фонаря». Фрагменты из прейскуранта «Склада фотографических принадлежностей В. Л. Метенкова». Екатеринбург, 1910
Увлечение кинематографом стало логичным продолжением деятельности фотографа. Помимо фотографической техники и «волшебных фонарей» он стал заниматься поставками кинооборудования и кинолент для электротеаров и кинолюбителей. Предусматривалась также командировка механика для установки киноаппаратуры. Контора Вениамина Метенкова сотрудничала с фабриками картин братьев Пате, Гомон, Ханжонкова, имела монопольное право на прокат картин Общества «Фильм д’ар», выпускающей художественные киноленты с участием известных театральных артистов.
Сотрудничество Метенкова с французской компанией «Пате» не ограничивалось лишь поставками кинокартин и оборудования для съемки. С 1908 по 1926 год фирма выпускала киножурнал «Пате-журнал» (фр. Pathé-journal), который представлял из себя сборник кинохроники и восстановленных событий, смонтированных на основе документальных кадров. Для съемки сюжетов во многих странах устраивались корреспондентские пункты, в которые фирма рассылала необходимое кинооборудование. Среди русских корреспондентов числился и Вениамин Метенков. По заказу фирмы он занимался съемкой местных видов и событий, позже эти сюжеты попадали в содержание киножурнала. Среди хроникальных записей Метенкова, сделанных в рамках работы для «Пате-журнала»: «Добыча мрамора близ Екатеринбурга», «Военный парад и церемония закладки музея Александра II», «Торжества в честь 50-летия отмены крепостного права», «Работы на асбестовых копях А. Ф. Поклевского-Козелл».
Торжества в честь 50-летия отмены крепостного права. Фрагмент из кинохроники.
Автор: В. Л. Метенков. Екатеринбург, 1911
Уже через объектив кинокамеры Вениамин Метенков продолжал фиксировать уральскую действительность. В 1910 году он объявляет о создании собственных кинокартин, о чем становится известно из содержания газеты «Уральская жизнь»: «В непродолжительном времени владельцем магазина фотографических принадлежностей В. Л. Метенкова здесь открывается фабрика картин для кинематографа. Фабрикой будут производиться преимущественно картины с видами Урала, горнозаводской промышленности, сцены из местной жизни».
Газета «Уральская жизнь», № 89. Екатеринбург, 1910
Первая кинолента Метенкова «Виды Екатеринбурга во время Масленицы» сопровождалась кадрами масленичных гуляний, балаганов и праздничной толпы. Показ картины состоялся 15 марта (28 марта по новому стилю) 1910 года в синематографе «Лоранж». Возможность увидеть на экране самих себя вызвала ажиотаж среди горожан Екатеринбурга. Об этом киносеансе сохранилась заметка в газете «Уральская жизнь».

Хроника и событийная съемки Метенкова близки к репортажному жанру, возникшему практически одновременно с синематографом Люмьеров. Так, кинематографическая практика Вениамина Метенкова во многом не только отображает процессы становления уральского кинопроизводства, но и встраивается в всеобщий контекст раннего кинематографа.
Газета «Уральская жизнь» № 60. Екатеринбург, 1910
Заметка о показе кинематографической ленты В. Л. Метенкова «Виды Екатеринбурга во время Масленицы» в газете «Уральская жизнь», № 60. Екатеринбург, 1910
Первое десятилетие ХХ века — время активного распространения кинотеатров в Екатеринбурге. Из театральных залов кино стало перемещаться в специализированные для кинопоказа помещения. Один за другим появлялись и исчезали кинотеатры с короткими названиями такими, как «Одион», «Магнит», «Комета», «Рона».
О создании собственного кинематографа в 1910 году также объявил другой екатеринбургский фотограф Иосиф Рона. В размещавшемся у Каменного моста электротеатре Роны демонстрировались такие картины, как «Пасхальная неделя в Екатеринбурге», «Народное гуляние у Верх-Исетского театра», «Гулянье у плотины».
Программа кинематографа «Марс». Иллюстрация из книги «Город в двух измерениях».
Автор: Н. Н. Бердников. Свердловск, 1976
К 1917 году в Екатеринбурге существовал ряд постоянно действующих кинотеатров. Все они находились в центральной части города, где был сосредоточен основной массив культурно-зрелищных заведений. Неслучайно перекресток Главного (ныне пр-кт Ленина) и Вознесенского (ныне ул. Карла Либкнехта) проспектов в народе имел название «театральный».

Первый стационарный кинотеатр в Екатеринбурге начал действовать в 1909 году, когда французский предприниматель Кай Лоранж (Лагранж) открыл «электро-театр-кинематограф» «Лоранж» в арендованном доме Петра Певина (издателя газеты «Екатеринбургская неделя», позже известной также под названием «Уральская жизнь»). К 1915 году кинотеатр «Лоранж» переехал в здание клуба со специально оборудованным зрительным залом. Новое помещение располагалось через дорогу от дома Певина, напротив кинотеатра «Колизей», где когда-то проходили первые кинопоказы, организованные Маржецким. В бывшем же помещении «Лоранжа» разместился кинотеатр «Рекорд».
В 1926 году здание кинотеатра «Лоранж» перешло в ведение «Совкино» — Всероссийского фотокинематографического акционерного общества «Советское кино». В начале 1930-х годов отреконструированное здание было передано под нужды ныне существующего Театра музыкальной комедии.
Здание кинотеатра «Совкино». Издание В. Ф. Куренщикова. Свердловск, 1928
В 1912 году, после открытия нового городского театра на Дровяной площади (ныне известен как Академический театр оперы и балета «Урал Опера Балет») прежнее здание театра было переоборудовано в постоянный кинотеатр. В этом же году на Колобовской (ныне ул. Толмачева) улице открылся кинотеатр «Художественный». Он располагался в доме Имшенецкого, в помещении бывшего кинотеатра «Варьете».
С 1896 по 1912 годы на Дровяной площади (ныне площадь Парижской Коммуны) находилось бревенчатое здание цирка-театра Боровского, в котором помимо выступлений жонглеров, акробатов и фокусников проходили также драматические спектакли и устраивались кинопоказы столичных электротеатров. В 1910 году рядом с цирком, впоследствии сгоревшим, началась закладка нового городского театра.
В 1914 году городской театр был переименован в «Колизей» , в 1920 году кинотеатр стал именоваться «Красный Урал»после Октябрьской революции «Колизей», позднее — «Октябрь». В 2002 году зданию вернули историческое название «Колизей». Сейчас в здании «Колизея» размещается театр современной хореографии «Провинциальные танцы».
В 1930 году кинотеатр «Художественный»переименован в «МЮД», а с 1945 года носит название «Салют». В 2020 году кинотеатр прекратил работу, его помещения переданы в ведение городского Дворца творчества детей и молодежи.
Здание городского театра «Колизей». Автор: Ф. Ф.Сыромолотов. Екатеринбург, 1920
В 1919 году вышел декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела. Исходя из документа, вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность, как в отношении своей организации, так и для снабжения и распределения относящихся сюда технических средств и материалов должны быть переданы в ведение Народного комиссариата по просвещению. Фактически процессы государственного контроля над кинематографической промышленностью активизировались после Октябрьской революции 1917 года. Так, уже в марте 1918 года кинотеатры Екатеринбурга перешли в управление городской власти. Оборудованные помещения стали использоваться в агитационно-пропагандистских целях, утверждающих ценности новой жизни.
Газета «Уральская жизнь», № 58. Екатеринбург, 1918
Фото на обложке: Здание кинотеатра «Колизей». Иллюстрация из книги «Город в двух измерениях». Автор: Н. Н. Бердников. Свердловск, 1976