Меню
«Метенков
и его виды Урала»
Постоянная экспозиция
Открыточные пейзажи уральского фотографа-летописца
Урал на рубеже XIX–XX веков становится открытым для поездок благодаря строительству железной дороги. В связи с этим популярными становятся издания справочной литературы — рекламные путеводители для путешественников заполняют магазины. Соответственно, на рубеже веков массовой по распространению становится и почтовая открытка — после 1895 года в России появляются открытки с отпечатками городских достопримечательностей. Фотографы также начинают предлагать подобную продукцию покупателям в ателье. В их числе и Вениамин Леонтьевич Метенков, прославившийся прежде всего своими видовыми сериями. Он использует снимки для печати открыток, которые насчитывают свыше 720 различных видов.

Сколько на самом деле сделал таких фотографий Вениамин Метенков, никто не знает. Фотограф-летописец Метенков начинает с видов Екатеринбурга, где живет с 1883 года. Подобно всемирно известному фотографу Надару, поднявшемуся для съемки Парижа в небо на воздушном шаре,
он снимает панораму города в серии из 12 снимков с колокольни Екатерининского собора
и с храма Большой Златоуст в 1895 году.
Будучи уроженцем Миасса, Вениамин Леонтьевич был большим любителем уральской земли
и путешествий. Входя в Русское географическое общество, он мог свободно командироваться
для съемок — ему выдавались «открытые маршрутные листы». В Невьянске, Верхотурье, Соликамске, Златоусте в его объектив наряду со строительством железной дороги попадают заводы, шахты
и рудники, пасторальные пейзажи Таганая и Чусовой. Как основоположник жанровой
и документальной фотографии в регионе, Метенков фиксировал производственные сцены — быт горщиков и старателей, работников мастерской, жизнь в деревнях.

Виды Метенкова более ста лет остаются обширным материалом из когда-либо выпущенного
об Урале рубежа веков. Благодаря Вениамину Леонтьевичу слово «Урал» еще в 1889 году прозвучало за пределами Российской империи, на той самой Всемирной выставке в Париже,
для которой инженер Эйфель спроектировал знаменитую башню из металлических конструкций.

В экспозиции представлены копии снимков Вениамина Метенкова
из собрания Государственного архива Свердловской области.

О Вениамине Метенкове
Новатор и экспериментатор, ключевая фигура в фотографии на Урале рубежа XIX—XX веков, успешный владелец собственного фотоателье — неудивительно, что имя Вениамина Леонтьевича Метенкова (1857—1933) носит единственный в регионе фотографический музей, основанный в 1998 году в здании, где некогда жил и трудился известный фотолетописец.
Он был из той категории людей, что сделали самих себя. Благодаря собственному упорству, трудолюбию, коммерческой смелости и тяге к новому Метенков сумел выбиться из скромного по размерам города Миасса в Челябинской области и заслужить репутацию лучшего фотографа Екатеринбурга, сочетая способности изобретателя, исследователя и предпринимателя.
Он многое пробовал, находясь в поисках оригинальных решений. Первым на Урале делал портреты с искусственным освещением. Первым создавал городские панорамы с верхней точки и работал со стереофотографией. С его опытов документальной съемки начинается история кино в Екатеринбурге. При этом Метенков был неутомимым путешественником, покадрово собиравшим визуальную картину региона. Индустриальные пейзажи и природные ландшафты, открыточные виды уральской столицы, ставшие теперь каноническими, и сцены повседневной жизни — фотографии Вениамина Леонтьевича сегодня являются уникальными документами последней четверти XIX века и первых двух десятилетий XX столетия.