Так могло быть написано на заборе. Я написала на стене нашего нового, и надеюсь временного, Дома. Кто такой Веня? Фотограф, человек, который когда-то жил и работал, персонаж эпохи или легенда? Почему Веня? Этична ли такая близкая дистанция к памяти самого известного, как любят упоминать, фотографа Екатеринбурга конца XIX — начала XX века — Вениа­мина Метенкова? Возможно, нет. Одно точно — название, как и сама экспозиция, это саботаж мемориальности и музейной пыли.

Эта выставка — во многом поиск и исследование языка, на котором можно говорить о лице давно ушедшей эпохи. Говорить не скучно, с множеством приемов и деталей, рассчитывая на внимательного зрителя. Собственно,
из-з­а поиска пути в стесненных обстоятельствах переезда нашей институции, небольшого метража этого зала, а также малоисследованной за 25 лет существования музея коллекции в названии выставки я ставлю знак вопроса.

Итак, Вениамин Леонтьевич Метенков (1857–1933), он же Веня, родился, рос, жил, любил фотографию, обучал ей и много работал. Подробности жизни Вени и дела его жизни аккуратно собраны в этом зале, а еще в самиздате, который вы найдете на полке, — не забудьте заглянуть в него.

Я часто называю Вениамина антропологом и популяризатором Урала; человеком, который сделал себя сам; современником целой плеяды знаменитых мировых фотографов со схожими идеями. Иногда говорю о том, каким семьянином он был и каким печальным профессионалом стал после революции. Возможно, каждая из этих перечисленных ролей не соответствует исторической действительности.

Но если говорить о впечатлении, то кажется, что ни один другой уральский фотограф не создал такого обширного портрета края, как это сделал Метенков, переживший расцвет своего творчества в последние 20 лет пореформенного времени царской России. Он находился в поиске идентичности, духа мес­та (genius loci). Стоит закончить важным — тем, что атмосфера мес­та, как и сам «дух», — она в людях, будь то Урал с его неприветливыми пейзажами, который увековечил Вениамин, или музей, где мы работаем, а вы сейчас находитесь.

Настя Елизарьева,
куратор и экспозиционер

Экспозиция и арт-дирекшн —
Настя Елизарьева

Продакшн — Анастасия Мартынова

Работа с архивами — Елизавета Прокина

Цветокоррекция и препресс — Алтынай Жусупова

Выставочные конструкции — ASHBURO

Команда музея благодарит Ксению Герасимову, Асию Кашапову, Романа Ланина, Петра Малкова,
Сергея Потапова, Марию Сенцову, Александру и Олега Шабатовских, Анну Шишкину.

В экспозиции представлены материалы из собраний Государственного архива Свердловской области, Государственного архива Томской области, Государственной публичной исторической библиотеки России, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Музея истории Екатеринбурга, Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области, Объединенного музея писателей Урала, Российского государственного архива кинофотодокументов, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Свердловского областного краеведческого музея им. О. Е. Клера, Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского, Центра документации общественных организаций Свердловской области, а также копии из архива Евгения Бирюкова и графика Ирины Кравцовой.

12+