Посмертная фотография, как и любая другая, была популярна с середины ХIХ века. Особенно в этом фотоискусстве отличилась Англия. Исследователи связывают распространившийся там жанр постмортем (буквально — фотография, сделанная после смерти) с влиянием так называемой Викторианской эпохи, ее культа смерти. Этот культ сформировался благодаря длительному трауру королевы Виктории (1819–1901) в связи с кончиной ее мужа, когда она перестала появляться на публике.
На некоторых посмертных фотографиях викторианцы пытались запечатлеть умерших как живых, снимались вместе со своими усопшими родственниками. Среди прочих были популярны снимки на кровати в окружении цветов или любимых вещей. Смерть фотографируемых ассоциировалась с вечным сном. Детей снимали с игрушками, взрослых — полусидя с книгами на коленях и так далее. Часто обходились и без каких-либо декораций. При этом стоит отметить, что не все фотографии спящих того времени означают, что портретируемые с закрытыми глазами умерли. К середине ХХ века жанр постмортем в мире сходит на нет — фотографы чаще запечатлевают смерть в жанре репортажной съемки, о чем могут свидетельствовать снимки траурных процессий или похоронных церемоний.
В этой витрине посетитель найдет фотографии из коллекции Государственного архива Свердловской области, на которых запечатлены живые и мертвые, дети и взрослые, люди разных сословий и социальных статусов конца ХIХ века, начала и середины ХХ века. Среди представленных фотографий не обошлось и без новой советской обрядности, идея которой стала частью государственной агитации большевиков по атеистической пропаганде и движению за новый быт — «красные похороны».
Настя Елизарьева, куратор и экспозиционер
12+