интервью с музейной командой
«Непонятно было бы тем, кто ничего не умеет»
расшифровка — Елизавета Прокина,
редактура — Настя Елизарьева,
фото — штатив и таймер с камеры,
найденной Анастасией Мартыновой
2024

Вследствие созданного в 1839 году Луи Дагером первого в истории устойчивого фотоизображения, идея бессмертия приобретает новые грани. Изобретение фотографии, как и изобретение часов, снова напомнило человеку о конечности его жизни. При этом, возможность запечатлеть на пленку конкретный миг наделила человека способностью останавливать время. Именно по этой причине, фотография сумела так стремительно проникнуть во все сферы человеческой жизни.
Появление фотографии в России приходится на начало 1840-х годов, постепенно она проникает в крупные провинциальные города. На Урале фотомастерские возникают в 1860-е годы. В Екатеринбурге первое фотоателье появляется во второй половине 1860-х годов: открывает его Иван Акинфович Терехов, основатель фотографической династии Тереховых. Новейшее изобретение мало кого оставляло равнодушным, люди совершенно разных сословий становились фотографами. Из энтузиастов-мечтателей они превращались в настоящих профессионалов. Из числа таких людей был и Вениамин Леонтьевич Метенков, главный летописец дореволюционного Урала.

Заинтересовавшись фотографией еще в юношеском возрасте, Метенков самостоятельно изучил технические основы фотографирования. Знания в химической области позволили молодому фотографу путем постоянных экспериментов совершенствовать процесс фотосъемки и проявки фотоизображений.
Фотопортрет В. Л. Метенкова. Миасс, конец XIX века.
Из собрания Музея Истории Екатеринбурга
Фотопортрет В. Л. Метенкова. Миасс, конец XIX века.
Из собрания Музея Истории Екатеринбурга
Важной составляющей жизни Метенкова была его предпринимательская деятельность, к которой он, несомненно, имел способности. Еще в Миассе, когда торговля фотографическими товарами считалась еще побочным делом, Метенков открывает свое первое фотоателье (1880 год), получившее название «Новая фотография». Коммерческая деятельность Метенкова продолжается и после его переезда в Екатеринбург. В 1886 году Метенков арендует помещение для «Склада фотографических принадлежностей» на Вознесенском проспекте, 22 (ныне ул. Карла Либкнехта). Это решение можно было считать рисковым, так как в те годы торговля одними фототоварами была делом неприбыльным, этим занимались лишь в купе с продажей других, более нужных в употреблении вещей. Так, например, российская фирма «Ф. Иохим и Компания», поставляющая Уралу и Сибири фотопринадлежности, основной доход получала на продаже различных котлов и механизмов.

Фрагмент из прейскуранта 1910 года. Из собрания Музея Истории Екатеринбурга



Текст подготовила: Лиза Прокина, культуролог, архивист фотографического музея «Дом Метенкова»