Меню
Аня Марченкова
время работы в арт-резиденции:
октябрь-ноябрь 2018
Аня Марченкова — молодая художница из Екатеринбурга, работающая преимущественно с фотографией.

В 2014 году она окончила Уральский лесотехнический университет по специальности «инженер-эколог». В 2018-м завершила обучение в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко по направлению «Документальная фотография». Аня участвовала в серии выставок «Приручая пустоту. 50 лет искусства Урала», чей первый показ состоялся в ГЦСИ в Екатеринбурге в 2017 году. Также она была задействована в исследовательском проекте 4-й Уральской индустриальной биеннале (2017). Работы Марченковой показывались в рамках выставки «Тестовая группа» в фонде «Екатерина» (Москва, 2018). Посетителям «Дома Метенкова» Аня также знакома по проекту «Воздушные замки Эльмаша» (2017).

Центральное место в ее художественной практике занимает изучение городского, экологического и культурного ландшафтов в период антропоцена. Так, в документальной работе «Гора Санникова», которая снималась на протяжении полутора лет, Аня исследует жизнь буддисткой общины на Качканаре. В проекте «Иннополис» о городе-спутнике Казани художница посредством фотографии изучает стремительные трансформации природного ландшафта под воздействием усилий человека. В своей дипломной инсталляции в школе Родченко Аня использует фотографии прошлых выпускников институции, пораженные плесенью, и акцентирует внимание на участии нечеловеческого агента — грибка — в создании работы.
итоговый проект
«Помеха в пейзаже»
Как можно описать отношения человечества и условной природы, спрашивает в своем проекте молодая художница. Кажется, как односторонние: природа, как правило, остается индифферентной к человеку, который, в свою очередь, систематически наносит ей вред. В рамках «Помехи в пейзаже» Аня Марченкова исследует проблемы, возникающие при попытках человека определить свое место по отношению к окружающей его среде.

В центре пространства — фрагмент обычного уральского пейзажа. По обнаженному корню упавшего дерева струится мягкая материя. В ней не сразу угадывается принадлежность садовому инвентарю — такой сеткой защищают грядки от птиц. Переливающаяся сине-зеленым, местами исчезающая пластиковая сетка кажется мистическим элементом среди веток и мха. Эстетическая притягательность картинки позволяет забыть о том, что на ней изображен чужеродный для леса объект — по сути, мусор. Аня создает изображение, которым хочется любоваться, но эстетическое удовольствие может оказаться проблематичным.
Элементы выставки собираются в теоретическую модель, суть которой — противостояние антропоцентрической модели восприятия мира. Изрытый карьерами, застроенный заводами ландшафт Урала — важный контекст для обсуждения поставленной проблемы.

Получив образование инженера-эколога, Аня Марченкова столкнулась с неготовностью предприятий брать на себя ответственность за ущерб, причиняемый ими природе. Роль эколога на производстве часто оказывается символической, лишенной возможности действовать на снижение этого ущерба. Поле современного искусства при этом часто более открыто к критическим высказываниям. Оно и стало для художницы и эколога возможностью менять человеческие взгляды на природу, пусть даже эти изменения будут происходить на протяжении многих лет.
ФОТОКНИГА
Частью выставки является небольшая фотокнига, в которой «22 тезиса о природе» американского философа Стивена Шавиро сопровождаются фотографиями Ани Марченковой. У снимков разнообразное содержание, но их объединяет отрешенность людей на портретах, их одиночество в пространстве, пустынность пейзажей и интерьеров. При этом фотографии не иллюстрируют тезисы. Иронизируя над меланхолией антропоцентризма, художница намеренно создает патетичные и несогласованные сочетания текста и изображения.
Медиа