время работы в арт-резиденции: август-сентябрь 2018
Максим Конанков — фотограф из Нижнего Тагила. Родился в 1984 году. Тринадцать лет проработал на Нижнетагильском металлургическом комбинате. Несколько лет сотрудничал с местным информационным агентством «Все новости» в качестве внештатного фотокорреспондента. В 2015 году учился в школе современной фотографии «ДокДокДок» Михаила Доможилова (Санкт-Петербург), позднее участвовал в мастер-классе Федора Телкова и стажировался в спецпроекте «Русского репортера» — «Медиаполигон-24» в Ростове-на-Дону. Фотосерии Максима публиковались на Lenta.ru и Russia Beyond the Headlines.
Как фотографа его интересует широкий круг тем. Увлеченный жанром репортажной съемки, он находит материал для своих визуальных сюжетов повсюду, рассказывая истории то о чудаковатом коллекционере из Иркутской области, собирающем все и вся, то о православной общине, в которой действует лагерь для людей с ограниченными способностями. В свое время фотографирование городских событий привлекло его внимание к благотворительным проектам, поддержку деятельности которых он называет важной составляющей в своей работе.
итоговый проект
«Чтобы помнили»
Работая в арт-резиденции «Дома Метенкова», нижнетагильский фотограф Максим Конанков обратился к прежде начатому им исследованию культуры смерти на примере Екатеринбурга.
На территории современного городского кладбища смешалось, кажется, все: и камнерезное искусство царской России, и деиндивидуализированные, унифицированные захоронения советского периода, и образцы сегодняшнего отношения к культуре смерти. Последние примеры демонстрируют бесконечное многообразие способов самовыражения человека, воплощенное в новых могильных объектах. Через них кладбище, всегда бывшее пространством рефлексии о смерти, выступает также точкой для разговора о переменах, происходящих в обществе, которое становится менее иерархичным и более неформальным.
Характерный современному человеку индивидуализм и желание подчеркнуть персональность, уникальность своих жизненных устремлений находят отражение в местах смерти. В свою очередь, надгробные объекты иллюстрируют значимые преобразования, происходящие и в социальной среде, и в психологическом, мировоззренческом поле. В конце концов, культура смерти рассказывает не столько о смерти, сколько о самой жизни.
Вместе с тем эти новые проявления кладбищенской культуры продолжают сосуществовать с сохранившимися до сих пор обрядами, действовавшими еще до воцерковления Руси и смешивающимися теперь с ритуалами других религий, создавая эклектичный сплав.
Наблюдая подобные тенденции и на екатеринбургских кладбищах, в своем проекте Максим Конанков материалом для исследования выбрал лишь один из сегментов современной погребальной культуры. В работе «Чтобы помнили», для которой он изучал объекты в десяти городских местах смерти, автор сосредоточивается на том, как частная повседневная жизнь обнаруживает себя в этих пространствах.