Меню
Аника Шварцлозе
время работы в арт-резиденции: июль-август 2018
Аника Шварцлозе — художница родом из Берлина, но базирующаяся в Амстердаме. Аника получила степень бакалавра искусств в Академии Геррита Ритвельда в Амстердаме (2009) и окончила магистратуру Академии искусств Мальмё в Швеции (2012). Ее персональные выставки проходили в Нидерландах (в том числе в престижном FOAM), Швеции и Хорватии. Кроме того, работы художницы показывались в музеях и галереях Германии, Швейцарии, Люксембурга, Швеции, Болгарии, Латвии, Китая, на фотокнижных фестивалях и ярмарках в Дании и США, в рамках Offprint London в Великобритании и на Paris Photo во Франции. Аника Шварцлозе — получатель грантов FOAM и Malmö Konstmuseum. Ее проекты поддерживал Фонд Мондриана, а работы включены в европейские музейные и частные коллекции.

Художественная практика Аники, которая обращается к фотографии, скульптуре и видео, связана с исследованием методов и структур, изобретаемых человеком, для того чтобы организовать мир вокруг себя. «Я увлечена тем, как различные стратегии и устройства, с чьей помощью мы взаимодействуем с окружающей средой, определяют то, что мы видим и как это понимаем», — говорит сама Шварцлозе.

Художница признается, что для нее процессы создания и воспроизведения фотографических изображений важны не только как средство. Она рассматривает их и в качестве предмета своей работы.

Многие проекты Аники включают в себя этапы сотрудничества с представителями самых разных комьюнити. «Моя работа нередко объединяет группы людей и феномены, которые в противном случае не были бы связаны, — говорит художница. — Скульптуры, изображения или видео, возникающие в результате этих коллабораций, становятся итогом коллективного усилия».
«Я из Берлина, сейчас живу в Амстердаме. И Екатеринбург для меня культурно нечто новое и интересное. Многие знакомые ездят в резиденции в Лондон или Париж, но мне важнее рассматривать разнообразные культурные контексты, обращаться не к очевидным местам культурного производства. Еще меня заинтересовал конкретно „Дом Метенкова“, потому что это старая институция, которой управляют молодые кураторы с новыми взглядами».

Аника Шварцлозе
Коллаборация
Художница Аника Шварцлозе выбрала не совсем привычный для «Дома Метенкова» формат участия в музейной арт-резиденции. Еще до своего приезда в Россию она предложила сотрудничество Анне Литовских, куратору из Екатеринбурга. Их совместная исследовательская работа в течение месяца в уральской столице — первый этап этой коллаборации. Поездка Анны Литовских в Амстердам — следующий шаг, и только после этого будет опубликован зин, а в 2019 году откроется итоговая выставка.

Летняя экспозиция в «Доме Метенкова» стала презентацией одной части исследования, в ходе которого художница и куратор, знакомясь с контекстом Урала и друг с другом, вместе создавали концепцию дальнейшей работы над проектом.

процесс
Исследование
Отталкиваясь от архива фотографий В. Л. Метенкова и в том числе его съемок Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 года, Аника Шварцлозе и Аня Литовских изучили потенциал экспозиции как метода конструирования и трансляции желаемых идей и образов.

Решения о том, где расположен экспонат, какой для него выбран фон, ракурс и контекст, какие объекты его окружают, могут радикально повлиять на восприятие зрителя. Так, сооружая из стальных сабель ажурную башню, участник выставки 1887 года отводит внимание от ее смертоносного предназначения. Похожие механизмы сегодня используются не только в выставочном деле, но и в рекламе, социальных сетях и политике. Фотография же становится лучшим проводником путей множественной репрезентации, услужливо конструируя варианты правды. Вещи оказываются заряженными несколькими уровнями смыслов, совершенно, казалось бы, им не свойственных.
«В течение июля мы обсуждали вопросы преломления, слияния информации и скрытых смыслов, заложенных в вещи и музейные экспонаты, — говорит Литовских. — Параллельно мы вместе исследовали Екатеринбург, рассматривая его через призму этих явлений. Собранные образы и тексты — промежуточный не-результат, коллаж из первых идей и впечатлений. Работа продолжается, а итоговый проект можно будет увидеть во второй половине 2019 года».

Аня Литовских
мастер-класс
«Фотография и нормальное»
В арт-резиденции «Дома Метенкова» художница Аника Шварцлозе и куратор Анна Литовских провели мастер-класс «Фотография и нормальное», предложив его участникам поговорить о восприятии изображения и о том, как оно формирует наши взгляды на окружающий мир. Ведущие воркшопа прочитали лекцию о связи между фотографическими техниками и методами, а также устроили дискуссию о понимании категорий реального и нормального. В практической части мастер-класса его участники делали тестовые снимки натюрмортов. Для участия в лаборатории необходимо было принести с собой не менее десяти объектов, которые студенты считали «нормальными». Эта выборка должна была представлять разные цвета, формы и текстуры.
Медиа