время работы в арт-резиденции: декабрь 2017 — январь 2018
Дарья Кузнецова — художница из Екатеринбурга, работающая с текстилем, фотографией и рисунком. Юрист по первой профессии, она окончила также образовательную программу «Преодолевая фотографию» фонда «ФотоДепартамент» (Санкт-Петербург). Работы Даши показывались на групповых выставках в Екатеринбурге и в составе параллельной программы 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. «Дом Метенкова» представлял работу Кузнецовой — вышитое одеяло с картой микрорайона города — на выставке «Воздушные замки Эльмаша» в 2017 году.
«Я не ассоциирую себя с конкретными средствами и материалами. Но так сложилось, что беспокойство, которое меня сейчас наполняет, последовательно нащупывает выход через фотографию, рисунок, текстиль и снова фотографию».
Дарья Кузнецова
итоговый проект
«Человек находит весло»
Считается, что в первые же годы своего существования Уралмаш выпил некогда полноводный и сравнимый по размерам с Шарташом водоем, оставив на его месте почти иссушенный пустырь, покрытый травой и небольшими деревьями. Однако и до начала строительства завода Шувакиш описывался в документах как озеро небольшое, мелкое, мало-помалу превращающееся в болото. В течение последних ста лет уровень воды тут неоднократно менялся, сюда сливались канализационные стоки, поблизости захоранивались цистерны с ядовитыми веществами, образовывались свалки мусора. И здесь же обнаруживались стоянки древних людей. Местные жители били тревогу, объединяясь в сообщества по спасению и восстановлению озера, а ученые давали заключения о недопустимости его очистки от ила.
Дарья Кузнецова признается, что до начала работы над проектом в рамках резидентской программы «Дома Метенкова» в ее информационном поле этот водоем присутствовал только в сочетании с предлогом — «за Шувакишем». Имеющиеся сведения об озере оказались довольно скупы. При этом в немногочисленных, не дублирующих друг друга материалах, которые удалось найти художнице, не было единства не только в определении степени полноводности Шувакиша на начало 1920-х, но даже в количестве и названиях вытекавших из озера рек. «Я в буквальном и метафорическом смысле стояла посреди белой глади водной части озера, окруженной зарослями камыша. И это все, что мне было доступно», — замечает Даша.
В то же время художница обратила внимание, что во всех встречавшихся ей публикациях Шувакиш представлялся как нечто недостаточно правильное, поврежденное, испорченное, нечто, что когда-то было лучше. Этот мотив она взяла за основу своего проекта «Человек находит весло», в котором сочетаются фотографии, созданные по мотивам истории озера, а также объекты, воплощающие образы духов этого места, и инсталляция в виде гнезда болотной птицы, собранная из камыша, осоки и текстиля.