«К СВЕДЕНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ»
Текст о предпринимательской деятельности
В. Л. Метенкова
Вследствие созданного в 1839 году Луи Дагером первого в истории устойчивого фотоизображения, идея бессмертия приобретает новые грани. Изобретение фотографии, как и изобретение часов, снова напомнило человеку о конечности его жизни. При этом, возможность запечатлеть на пленку конкретный миг наделила человека способностью останавливать время. Именно по этой причине, фотография сумела так стремительно проникнуть во все сферы человеческой жизни.
Появление фотографии в России приходится на начало 1840-х годов, постепенно она проникает в крупные провинциальные города. На Урале фотомастерские возникают в 1860-е годы. В Екатеринбурге первое фотоателье появляется во второй половине 1860-х годов: открывает его Иван Акинфович Терехов, основатель фотографической династии Тереховых. Новейшее изобретение мало кого оставляло равнодушным, люди совершенно разных сословий становились фотографами. Из энтузиастов-мечтателей они превращались в настоящих профессионалов. Из числа таких людей был и Вениамин Леонтьевич Метенков, главный летописец дореволюционного Урала.

Заинтересовавшись фотографией еще в юношеском возрасте, Метенков самостоятельно изучил технические основы фотографирования. Знания в химической области позволили молодому фотографу путем постоянных экспериментов совершенствовать процесс фотосъемки и проявки фотоизображений.
Фотопортрет В. Л. Метенкова. Миасс, конец XIX века.
Из собрания Музея Истории Екатеринбурга
Важной составляющей жизни Метенкова была его предпринимательская деятельность, к которой он, несомненно, имел способности. Еще в Миассе, когда торговля фотографическими товарами считалась еще побочным делом, Метенков открывает свое первое фотоателье (1880 год), получившее название «Новая фотография». Коммерческая деятельность Метенкова продолжается и после его переезда в Екатеринбург. В 1886 году Метенков арендует помещение для «Склада фотографических принадлежностей» на Вознесенском проспекте, 22 (ныне ул. Карла Либкнехта). Это решение можно было считать рисковым, так как в те годы торговля одними фототоварами была делом неприбыльным, этим занимались лишь в купе с продажей других, более нужных в употреблении вещей. Так, например, российская фирма «Ф. Иохим и Компания», поставляющая Уралу и Сибири фотопринадлежности, основной доход получала на продаже различных котлов и механизмов.

В 1895 году Вениамин Леонтьевич Метенков женился на Евдокии Васильевне Ожеговой, приданое которой помогло в покупке собственного жилья и в развитии коммерческого предприятия. Тем самым, в 1896 году «Склад фотографических принадлежностей» переезжает выше по проспекту Вознесенского в дом №36, преобразившись в «Склад фотографических принадлежностей Е. В. Метенковой». От имени жены также объявлен и «Прейскурант от 1897 года». Со временем название сменяется на «Фотографический магазин
В. Л. Метенкова».

Продажа фотоматериалов шла так успешно, что в самое ближайшее время Вениамин Метенков стал торговым представителем крупнейших российских и зарубежных фирм, производивших фототовары, таких как «Победа», «Герц», «Кодак», «Цейс». Заказы приходили из разных городов и стран.



В собрании Музея Истории Екатеринбурга сохранились два каталога прейскурантов В. Л. Метенкова с иллюстрациями: «Прейскурант от 1905-1906 годов», «Прейскурант от 1910 года». Их содержание, дополненное детализированными изображениями, дает возможность представить какие фотографические принадлежности были в продаже в фотомагазине В. Л. Метенкова.
Открывая первую страницу каталога, покупатели узнавали о достижениях и статусе фотографа: на это указывают расположенные в верху страницы медали, полученные в Москве, Париже, Екатеринбурге и Харькове.
В. Л. Метенкова знали не только как доброго и отзывчивого человека, но и как добросовестного предпринимателя. Начинающие любители фотографии, у которых при работе с купленными в фотомагазине аппаратами или объективами, получались неудачные снимки, могли доставить некачественные негативы или их отпечатки обратно Метенкову, чтобы тот сумел объяснить причины неудачи и способы их устранения.
Фрагмент из прейскуранта 1910 года с отзывом покупателя из Тюмени.
Из собрания Музея Истории Екатеринбурга


Среди предлагаемых товаров — фотокамеры и объективы, фотоматериалы и различные реактивы для проявки и отпечатка фотоснимка, стереоскопы, принадлежности для ретуши фотоснимков и т. д. В числе магазинной продукции были представлены также фотографические издания Метенкова: открытки и альбомы с видами Екатеринбурга и Урала. Стоимость одной открытки составляла 3 копейки, а цена альбома могла составлять 60 копеек.

Распространившийся в начале ХХ века кинематограф становится новым увлечением В. Л. Метенкова. К 1910 году появляются первые снятые им кинематографические картины. Например, одной из таких картин является хроникальная запись Екатеринбурга во время масленицы, включающая съемку масленичных гуляний, площадного балагана, хора песенников и т.п.

Список товаров в фотографическом магазине В. Л. Метенкова был по-настоящему обширен, о чем свидетельствует каталог «Прейскуранта №14» 1910 года, который включал в себя более 5000 тысяч наименований ассортимента товаров.

Помимо фотографических товаров в прейскурантах представлены и фотографические услуги, предоставляемые в магазине В. Л. Метенкова. Заказывали, в основном, портретную или групповую съемку. Работы исполнялись в различных форматах. Самыми востребованными были форматы Visit Portrait (размер 64х105 мм) и Cabinet Portrait (размер 109х165 мм).



Visit Portrait несомненно являлся самым популярным форматом, в первую очередь, из-за цены (5 рублей за дюжину) и размера. Фотографии визитного формата заказывали дюжинами и дарили родственникам и друзьям.

Cabinet Portrait обладал меньшей популярностью (10 рублей за дюжину), но именно их чаще всего помещали в альбомы и ставили в рамках в гостиных и кабинетах.
Чтобы бумажная фотография оставалась в сохранности как можно дольше, ее оформляли в изготовленные из картона готовые бланки и паспарту. Помимо практической значимости бланк обладал также информационной функцией: на лицевой стороне бланка указывалось имя фотографа и место, где происходила съемка, как правило, такая надпись выполнялась в технике золотого или серебряного тиснения; на оборотной стороне бланка содержались сведения о личных заслугах мастера, в виде полученных им наград и медалей. Там же присутствовало указание о том, что «негативы сохраняются» или «негативы не уничтожаются». Такая надпись означала, что негатив хранится в ателье и может быть использован для повторного отпечатка.
Кабинет-портрет: лицевая и оборотная стороны. Екатеринбург, конец XIX — начало XX века.
Из собрания Музея Истории Екатеринбурга
Абсолютным новшеством становится съемка при искусственном освещении. Слабая интенсивность света — основная причина неудачных снимков. В. Л. Метенков одним из первых начинает использовать искусственный свет для съемки в вечернее время. Его снимки при искусственном освещении имеют все достоинства фотографии, сделанной в дневное время, но полутона получаются еще более нежными и мягкими.

Фрагмент из прейскуранта 1910 года. Из собрания Музея Истории Екатеринбурга



История В. Л. Метенкова как успешного предпринимателя заканчивается с приходом Революции 1917 года. В 1919 году семья Метенковых уезжает в Томск, а дом и магазин на Вознесенском проспекте, 36 конфискованы большевиками.



Текст подготовила: Лиза Прокина, культуролог, архивист фотографического музея «Дом Метенкова»
Литература
1
Бирюков Е.М. Метенков и К. / Екатеринбург, 2007. — 224 с.

2
Телков Б.Н. Человек под черной накидкой / Н. Тагил, 2008. — 476 с.