«Слепки. Район ВИЗ
26 сентября 2019 — 2 апреля 2020
Место действия — район ВИЗ
Куратор: Федор Телков
«Дом Метенкова» продолжает серию выставок, посвященных визуальному изучению районов Екатеринбурга, начатую в 2016 году с проекта об Уралмаше. В центре нового коллективного исследования на этот раз оказался ВИЗ.

Ведущий свою историю с 1726 года Верх-Исетск лишь номинально считается одним из старейших районов Екатеринбурга. На деле большую часть своей дореволюционной жизни он оставался столицей Верх-Исетского горного округа, принадлежавшего заводовладельцам Яковлевым-Стенбок-Фермор. Он был и центром крупнейшего железоделательного производства, отметившегося смелыми технологическими новациями, и оживленным рабочим поселком, чье население к началу ХХ века насчитывало порядка 10 тысяч жителей, и местом строительства значимых социально-культурных объектов (от сиротского дома до ипподрома). Здесь могла бы начаться славная история нового города, однако близость к Екатеринбургу предопределила дальнейшую судьбу этих территорий.

В 1918 году завод был национализирован и получил название «Красная Кровля», а в 1927-м поселок влился в состав советского Свердловска. Сегодня территория исторического Верх-Исетска поделена между несколько районами города — Центральным, а также Верх-Исетским правобережным и Заречным.
Множество исторических и культурных слоев, каждый из которых оставил свой след на районе, стали объектом исследования для участников выставки «Слепки». На протяжении нескольких месяцев художники, кураторы и краеведы знакомились с бэкграундом ВИЗа и собирали о нем материал, прежде чем приступить к созданию проектов специально для экспозиции в музее.

Художница Дарья Кузнецова вышивает на рубашке своего брата карту с микроисториями района. Анна и Виталий Черепановы создают серию скульптур из ВИЗовского кирпича, помещая их в пространства, придуманные ими во время прогулок по этой территории. Группа «Хо_гуй» вдохновляется формами дыма из заводских градирен для изготовления своего сервиза, уличный художник Красил Макар расписывает местный пруд, фотограф Максим Конанков отправляется в «Таганский ряд», чтобы задокументировать, как сегодня выглядит знаменитый рынок на ВИЗе, а Сергей Потеряев переносит звуки и ритмы ВИЗа в музейное пространство.

Спектр инструментов, с помощью которых авторы рассказывают о месте, выходит за пределы только фотографии и расширяется до саунд-инсталляции, видео, текстов, объектов и скульптуры. Но центральной идеей для всех работ выступает образ слепка как древнейшего способа создать копию предмета, сохранить о нем память, в каком-то смысле предшественника фотографии.
События
Красил Макар. Роспись ВИЗовского пруда. Фотодокументация: Максим Конанков
Участники проекта: Евгений Бурденков, Елена Голуб, Максим Конанков, Дарья Кузнецова, Сергей Лаушкин, Красил Макар, Мария Плаксина и Егор Ефремов («Хо_гуй»), Сергей Потеряев, Федор Телков, Женя Чайка, Анна и Виталий Черепановы, Дмитрий Федоров.

Над выставкой работали: Евгений Бурденков, Анастасия Мартынова, Саша Салтанова, Федор Телков.