Урал прочно ассоциируется с камнем, который часто становится центром сакральных смыслов региона. Художник и фотограф Варвара Кузьмина к этой составляющей локальной идентичности обратилась, отталкиваясь в своем исследовании от кинематографа.
Проект участницы арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга» отсылает к фильмам супругов Леонида Рымаренко и Веры Волянской — основоположников советской научной кинопублицистики, которые почти полвека проработали на Свердловской киностудии. Их документальные ленты нередко были посвящены камню в том или ином его виде. Этот интерес привел режиссеров к личности ученого-минералога Александра Ферсмана. Так возникла «ферсманиада» Рымаренко и Волянской — трилогия, в которую вошли «Рассказ о камне» (1957), удостоенный Ломоносовской премии и призов на фестивалях в Монтер-Карло и Монтевидео, а также «Воспоминание о камне» (1968) и «Будь полезен человечеству» (1983). О камне повествуют и другие фильмы кинопублицистов.
Варвара Кузьмина в своей работе актуализировала творческое наследие режиссеров, сегодня по большей части остающееся недоступным для просмотра. В фильмах Рымаренко и Волянской художницу вдохновили пристальное внимание к свету и цвету в каждом кадре, особая поэтичность и атмосфера картин. Отталкиваясь от описания утраченной ленты «Кладоискатели», Варвара тоже приходит к образу камня, но работает с городским ландшафтом Екатеринбурга. «Я обращаю внимание на каменные объекты в общественном пространстве, которые присутствуют на улицах и площадях, во дворах и парках, в основаниях домов, — комментирует художница. — Камень в каком-то смысле подчиняет себе ландшафт. Так уральская идентичность преломляется в повседневных маршрутах, а город будто бы укрепляется силой камня».