Понятие «продвинутые фотолюбители» вошло в СССР в широкое употребление в 1960-е. Предполагалось, что авторы, которых так называли, занимались не только собственно фотосъемкой, но и проявляли себя успешно на городских и всесоюзных выставках.
Толчком к развитию советского движения продвинутого фотолюбительства в значительной мере послужил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве в 1957 году. В рамках события среди прочего проводился фотоконкурс. Отмеченные его призами авторы, вдохновленные новым опытом, зачастую из разряда любителей решали перейти в категорию профессионалов и становились фотокорреспондентами или кинооператорами. Так, свердловчанин Николай Романов, удостоенный диплома на фестивале, переквалифицировался в фоторепортеры и работал впоследствии в молодежной газете «На смену».
Влияние смотра распространилось и на любительскую киностудию «БОКС-Фильм» при Уральском политехническом институте, от которой отпочковалось культовое в городе творческое объединение «Фотохроника УПИ», взрастившее несколько поколений фотографов Свердловска. Участие в деятельности клуба заставило некоторых из авторов сменить изначальную профессию и тоже податься в кинематографисты или журналисты. Так, Константин Апрятин бросил УПИ и стал оператором, снял фильмы «Был настоящим трубачом», «Приключения Электроника» и «Чародеи». Другой выходец «Фотохроники», Юрий Краузе, в итоге окончил ВГИК и работал ведущим, выступал автором ТВ-программ и документальных картин. В неигровое кино после фотоклубной деятельности ушел и Сергей Циханович. Плотно связал свою жизнь с фотографией Владимир Холостых.