Фото: Сергей Циханович
«Продвинутые фотолюбители»
12 июля | 18:30 | 100 рублей
Лекция фотоисторика и краеведа Евгения Михайловича Бирюкова ко Дню фотографа
Понятие «продвинутые фотолюбители» вошло в СССР в широкое употребление в 1960-е. Предполагалось, что авторы, которых так называли, занимались не только собственно фотосъемкой, но и проявляли себя успешно на городских и всесоюзных выставках.

Толчком к развитию советского движения продвинутого фотолюбительства в значительной мере послужил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве в 1957 году. В рамках события среди прочего проводился фотоконкурс. Отмеченные его призами авторы, вдохновленные новым опытом, зачастую из разряда любителей решали перейти в категорию профессионалов и становились фотокорреспондентами или кинооператорами. Так, свердловчанин Николай Романов, удостоенный диплома на фестивале, переквалифицировался в фоторепортеры и работал впоследствии в молодежной газете «На смену».

Влияние смотра распространилось и на любительскую киностудию «БОКС-Фильм» при Уральском политехническом институте, от которой отпочковалось культовое в городе творческое объединение «Фотохроника УПИ», взрастившее несколько поколений фотографов Свердловска. Участие в деятельности клуба заставило некоторых из авторов сменить изначальную профессию и тоже податься в кинематографисты или журналисты. Так, Константин Апрятин бросил УПИ и стал оператором, снял фильмы «Был настоящим трубачом», «Приключения Электроника» и «Чародеи». Другой выходец «Фотохроники», Юрий Краузе, в итоге окончил ВГИК и работал ведущим, выступал автором ТВ-программ и документальных картин. В неигровое кино после фотоклубной деятельности ушел и Сергей Циханович. Плотно связал свою жизнь с фотографией Владимир Холостых.
Фото: Сергей Циханович
Когда в 1990-е годы в Екатеринбурге проходило голосование за десятку лучших выставляющихся фотографов города, семь человек из списка оказались выпускниками знаменитой «Фотохроники УПИ».

Но и помимо нее в городе в советское время активно развивались фотографические объединения, в частности фотоклуб «Свердловск», организованный Евгением Бирюковым в 1963—1970 годах в Доме культуры им. Дзержинского, и народная фотостудия «Товарищ» при ДК «Урал». Оба объединения занимались городскими выставками и участвовали во всесоюзных событиях.

На лекции в «Доме Метенкова» Евгений Михайлович Бирюков расскажет об этом историческом периоде свердловской фотографии и покажет оригинальные отпечатки авторов из своей коллекции. Мероприятие приурочено ко Дню фотографа, отмечаемому 12 июля.
Евгений Бирюков
Евгений Михайлович Бирюков родился 4 октября 1937 года в Свердловске. Называет себя «фотографистом». В 1962 году окончил радиотехнический факультет Уральского политехнического института, в 1973-м — аспирантуру МГУ по фотожурналистике. Член Союза фотохудожников России, участник и составитель множества тематических выставок, автор книг «Фотограф Метенков» (1999), «Ипатьевский дом» (2003). Евгений Михайлович — основатель народной фотостудии «Товарищ», инициатор создания музея «Дом Метенкова» и его научный сотрудник.
Made on
Tilda