Книгу можно считать одной из наиболее органичных форм для интерпретации архива. С одной стороны, будучи изначально неподвижным физическим объектом, она иллюстрирует традиционное понимание архива как статичной среды. С другой — природу всякой книги определяет повествование, которое выстраивается за счет перелистывания одного листа за другим. Этот ее динамичный характер отражает уже современную идею архива как процесса, а не только как места для хранения прошлого.
Неудивительно, что художников, работающих с архивами в широком смысле и фотоархивами в частности, так привлекает форма книги. Неслучайно и то, что спутником фотокнижного бума последних нескольких лет является выпуск множества изданий, основанных именно на таких материалах. Личные и чужие, найденные и восстановленные — архивы используются современными авторами для работы с широким кругом тем. Начиная с коллажных экспериментов и пересъемок и заканчивая типологическими опытами и апроприацией, проекты, воплощенные в жанре фотокниги, демонстрируют пластичность фотографического изображения и разнообразие смыслов, которые нам предлагает архив.
Как из стопки картинок с блошиного рынка создать одно из самых смешных изданий пятилетия и зачем для этого нужна сигаретная пачка? Можно ли сделать книгу из пустых листов старых фотоальбомов? Как найти себя, фабрикуя архив своего родителя? И почему вклеивание снимков терактов в Библию короля Якова — это неплохая идея?
В своей лекции в рамках выставки «Открытый альбом» Анастасия Богомолова расскажет о ряде изданий, в которых их авторы обращаются к осмыслению архива.