Меню
«Ум не терпит неволи. Из альбома архитектора Домбровского»
15 сентября — 6 ноября 2022
Выставка в рамках цикла Cabinet Portrait
Автор: Эдуард Кубенский
Куратор: Настя Елизарьева
Эта выставка по-настоящему архитектурная. На ней показаны 40 листов с рисунками архитектора Домбровского и 12 макетов, созданных на их основе. Персона Сигизмунда Владиславовича известна многим историкам нашего города. Выпускник Императорской Академии художеств, в разное время помощник архитекторов Владимира Щуко, Ивана Жолтовского и Алексея Щусева, участник объединения «Живскульптарх», он начал работать в Свердловске в 1927 году. Домбровский много проектировал и запомнился как градостроитель и крупный мастер конструктивизма. Под его руководством был разработан план Большого Свердловска.

Почему вы видите этот архив в нашем музее? Почему именно эти, как могли бы сказать серьезные исследователи, не самые характерные для архитектора работы? Мы давно хотели начать делать кабинетные, камерные выставки, показывая найденные архивы. Наших современников, и не только современников, и не обязательно фотографов. Так родилась идея серии выставок Cabinet Portrait. Ее открывает этот аккуратный проект. В аккуратности здесь не занимать автору экспозиции Эдуарду Кубенскому, архитектору, издателю, художнику и, как он сам себя называет, писателю. Мне оставалось лишь дополнить этот небольшой зал цветом, названием, текстом и этикеткой.

Почему Эдуард решил сделать выставку, посвященную работам этого архитектора? В начале года он опубликовал архив в виде книги «Альбом архитектора Домбровского». Архив был найден в 1980-е годы в груде списанных бумаг института Свердловскгражданпроект. Тогда будущий соавтор книги — архитектор Григорий Мазаев — обнаружил небольшой альбом в обложке из ткани с завязочками и несколько отдельных листов с эскизами архитектурных объектов. Рисунки в альбоме были датированы мартом 1918 года и подписаны архитектором Домбровским. Получается, что Сигизмунд нарисовал их в возрасте 35 лет и привез в Свердловск, где работал до своей кончины в 1953 году. Эти рисунки были при нем всю его жизнь. Так они и оказались в бумагах Свердловскгражданпроекта, преемника института Уралгипрогор, в котором трудился архитектор. Стоит сказать, что архив был опубликован впервые. Эдуард пошел дальше книжного тиража, и в этом зале архивные материалы впервые представлены в выставочном формате. Более того, макеты, которые вы видите, воссозданы по мотивам графики архитектора.
Сам альбом и изданная книга дает богатый материал для понимания атмосферы, бывшей в обществе времен революции и начала гражданской войны в России. Эскизы архитектора показывают поиски новых форм, в своей компоновке они во многом произвольны. Как пишут авторы книги Григорий Мазаев и Татьяна Быстрова, Домбровский работал с архаичностью, обращаясь к архитектуре доклассического периода Греции, формам мавзолеев Малой Азии, культуре Месопотамии, ее зиккуратам и дворцам. Основываясь на старом, Домбровский ищет новое не в отрицании стилистического историзма, а в синтезе стилей. В графических формах прорабатывается тема героизма и мортальности. Смерть героев является условием созидания будущего. Графика сопровождается повторяющимися эпитафиями, одну из которых я вынесла в название выставки.

Настя Елизарьева, куратор

6+

Над выставкой работали: Настя Елизарьева, Анастасия Мартынова, Мария Сенцова.

Команда музея благодарит: Алтынай Жусупову, Романа Ланина, Константина Поташева.