В Комитет Сибирско-Уральской Научно-промышленной выставки 1887 года
***
В заседании Комиссии, бывшем 13 сентября, господином Барнес было доложено мое мнение о порядке съёмки видов и научных предметов на Выставке, узнать которое ему поручила Комиссия. В виду того что, во-первых, некоторые члены Комиссии высказались против передачи фотографических работ одному лицу, во-вторых — обсуждение этого вопроса было отложено до следующего заседания, я считаю необходимым выяснить возможно-подробно свой взгляд за преимущество, так называемой, монополии в этом деле перед конкуренцией. Такой взгляд с моей стороны, как фотографа-специалиста, лицам, не знакомым с фотографич. делом, не может казаться иным, как в высшей степени пристрастным. Между тем, конкуренция, считающаяся благодетельной в каждом деле, в данном случае не может дать тех желательных результатов, если работы будут
переданы не одному лицу, а многим фотографам.
1. — Главный расход в деле фотографирования производится на получение первого снимка, как напр. в каждом печатном деле: в типографии — на набор издания, в литографию — на гравировку и т.д. и, чем изящнее, тщательнее исполнение, тем более требуется труда, времени и расхода и тем лучше должны быть аппараты. Поэтому, чем меньше произведется отпечатков, тем более расхода падет на каждый из них; постепенное удешевление их прогрессирует, т.е. идет параллельно с количеством сбыта или вместе с увеличением количества отпечатков. Из этого, само собой, явствует, что напр. пять лиц, снявшие одинаковые негативы с одного и того же предмета, не будут иметь возможность производить отпечатки дешевле, чем одно лицо, в виду того, что расход на каждого будет одинаков, доход же уменьшится для каждого до 1/5. Изящество и тщательность работы находится в прямой зависимости от того, что было поручено одному какому либо лицу. Так напр. те фотографии Уральс. дороги о которых с такой похвалой отзывался уважаемый наш г. Русских, могли быть исполнены только при том условии, что эти работы были сданы, во-первых, одному лицу, а во-вторых, что на это как нам известно, была ассигнована весьма значительная сумма. Таким образом, не опасаясь конкуренции и не стремясь делать «дешево и гнило», г.г. Шерер и Набгольц действительно получили изящные работы, в то же время отнюдь не составляющие исключительного явления в фотографич. искусстве, ибо каждый, более или менее опытный и любящий свое дело фотограф при подобных условиях мог бы сделать то же самое. Действительно, фотограф, исполнивший лучшие снимки на Выставке, может рассчитывать на больший сбыт, чем те, которые исполнили плохо, но для этого он должен продавать их за те же цены, как и другие, если же он будет назначать цены сообразно их стоимости, помере своих затрат: на лучшие материалы, тщательное исполнение, изящные переплеты для коллекций и т.д., то рискует не оправдать и этих расходов в силу того, что масса публики будет покупать хотя и плохое, но дешевое. Как известно, лубочные картинки имеют больший сбыт, чем олеографии — что вполне аналогично в применении к фотографии. Между тем, фотограф, обеспеченный в сбыте, будет иметь возможность больше затратить на тщательное исполнение, чем при разделении сбыта с другими.
2. — Чем больше размеры фот. изображений, тем они будут стоить фотографу дороже и, как-бы не были низки назначенные им цены, они не будут иметь такой сбыт в публике, как будут иметь снимки малых размеров. Снимки же больших размеров с Выставки весьма желательны, так как только они могут служить удовлетворительной коллекцией на память о Выставке. Чтобы для последней возможности удешевить большие снимки, а тем более цены полных коллекций в изящных переплетах, с лучшими литографированными орнаментациям, надписями и т.т., фотограф, пользующийся исключительным правом, будет иметь возможность изготавливать их почти за те цены, во что они ему самому обойдутся, в силу того, что его вознаградит за это сбыт мелких фотографий в массе. Без этого подспорья снимки больших размеров не будет возможности сделать за те низкие цены, как при сказанных условиях и, едва-ли, при конкуренции, можно рассчитывать на их изготовление кем либо, в виду трудности их производства, больших затрат и того незначительного сбыта, который можно ожидать.
3. — фот. снимки, независимо от величины их, по видимому, должны быть двух родов: снимки с научных предметов и видов выставки При допуске конкуренции каждый фотограф, по своему усмотрению, постарается снять только те виды, предметы на выставке, которые более интересны для массы, предпочитающей приобретение вида, вместо снимка с предмета, интересного только в научном отношении. Если Комитет и обяжет фотографов, за право фотографирования видов для продажи — делать снимки с научных предметов для себя или У.О.Люб. Естествознания, т [конец строки не пропущен] получит весьма разнохарактерную коллекцию; между тем это не может иметь место при исполнении одним фотографом, так как они могут быть одинаковых размеров, наклеяны на однообразные бланки, с соответствующими подписями, виньетками и т.п., при исполнении-же их вместе с видами для продажи, фотограф, в виду сбыта последних, будет иметь возможность исполнить снимки научных предметов для Комитета совершенно бесплатно.
Выяснив выгоды отдачи всех фот. работ на Выставки в одни руки, как способа, наиболее по моему крайнему разумению, лучшего, в виду получения однообразных снимков, имею честь добавить, что было-бы более целесообразно: чтобы Комитет, поручив съёмку на Выставке одному лицу, выпускал бы снимки в продажу от себя, вместе с каталогами, планами и т.п. своими изданиями. В виду правильности передачи и исполнения работ было бы желательно, чтобы Комитет, во первых: определил, каких размеров фот. снимки желательны для коллекции, какое количество отпечатков, на первый раз, должно быть исполнено с каждого негатива, как должны быть исполнены литографские работы для виньеток, типографские для надписей и какого рода переплеты должны быть для коллекций, а так же, какое количество снимков с каждого негатива должно поступить в пользу Комитета; во вторых: определив вышесказанное, Комитет передал бы исключительное право съемки с торгов, с тем, чтобы цены на каждый [ряд] фотографич. работы были обозначены и доставлены каждым фотографом в запечатанных конвертах, и кроме того были-бы предоставленны образцы работ от каждого фотографа, и в третьих: — Комитету принять на себя труд труд указывать место и предметы, которые должны быть сняты, поручать изготовление снимков к назначенному сроку постепенно в количествах, какие могут обусловиться сбытом, уплачивая фотографу следуемые суммы за принятые, готовые, снимки.
При сем, на случай определения Комитетом размеров снимков, какие желательны для него, [неразборчиво] чертежи общепринятых форматов фот. изображений в настоящее время, в России и заграницей.
[Подпись: Фотограф Вениамин Метенков]
Екатеринбург
16-го Сент. 1886 г.