Расшифровка письменных документов, представленных на выставке «Веня жив?»
Тексты расшифровок приведены без употребления буквы «ъ» («ер»), использовавшейся в русской грамматике до 1918 года
№1. Письмо Вениамина Метенкова к неизвестному лицу

***
Нус, написал целый лист — пора и кончить. Впрочем — к чему было и писать это? — Не всё ли одно: терпеть молча, или докладывать еще другим об этом? Если я этим сделал глупость, не более, то извини в силу пословицы, какую мне недавно сказали: «чем больше молчит, тем больше глупеет».

И так, желаю Вам всего хорошего, остаюсь искренне преданным.

[Подпись: В. Метенков]

1882, 13-го мая
Миасс



***
[неразборчиво] — поклон. Пусть учится хорошенько, в бабки не играет, этому можно научиться у нас, в Миассе, ни куда не [неразборчиво].

[Подпись: В. Метенков]

Отрывок письма Вениамина Метенкова к неизвестному лицу. Миасс, 1882 год. Из собрания ГАСО
№2. Письмо Вениамина Метенкова к Татьяне

Милая Танюшка!

***
Прошу не сомневаться: как адресс так и письмо писаны мной и от меня. Благодаря скуке — письмо [неразборчиво] выйдет длинное. И так первым делом желаю Вам с Михаилом Васильевичем здоровья, счастья и т.п.

Письмо твое я видел — но поедут ли Лиза, или Маменька, и Полиевкт — не слыхал. Про себя же скажу, что мне «нет времени»: всё работа, которую, гнать [неразборчиво] да не окончить — даже и умирать по этому «не время» будет, а между тем это было бы не хуже, чем в противном случае.

Видишь: начал за здравие, свёл за упокой — посуди теперь, что я и за гость буду? Поговорить знаешь — какой я охотник, а молчать так собаку съел.

Отрывок письма Вениамина Метенкова к Татьяне. Миасс, около 1880 года. Из собрания ГАСО
№3. Письма Дмитрия Мамина-Сибиряка к матери

Милая мама!

***
Я уже писал тебе, мама, в предыдущем письме, что в первых числах сентября ты получишь с сапожника за квартиру 7 р. (из них отдай за Шерку) 1 р. месячного жалованья и, кстати, пусть Лиза или Никола справятся, как ей живётся — если плохо, то возьмите ее к себе), и в середине сентября с Пацевич — 35 р. С посылаемыми теперь 70 р. это составит около ста рублей, из них заплатите проценты по квитанциям Марьи Якимовны, внесите проценты за билеты у Печенкина и выкупите мои и карточки Марьи Якимовны у Метенкова. Я просил последнего запаковать те карточки, которые пошлются мне, а Вы их сдайте на почту обыкновенной посылкой, по такому адресу:
В г. Москву Ценная
Дмитрию Наркиссовичу / МАМИНУ
Тверской бульвар, д. Ланской
От Анны Семеновны/ МАМИНОЙ
Из Екатеринбурга, Соборный пер., Собственный дом
На Зр.

Вот список карточек, которые Вы возьмете у Метенкова себе:

1) — портрет папы красками, 2) 3 моих кабинетных портрета — маме, Лизе и Николе, 3) 1 карточку, где я, Климшин и Магницкий читаем, 4) 1 карточку, где мы курим, 5) 1 карточку, где Марья Якимовна/ играет на рояле, а Климшин поет, так как будет 2 оттиска этой группы, то можете их взять оба, 6) возьмете 5 моих маленьких фотографий и передайте их: Мещерском, Ягодину, Любовь Павловне, Александре Павловне и 1 оставьте себе.
Итого всех фотографических карточек Вы оставите себе 13 штук.
Вышлите мне: 1) 3 моих кабинетных портрета, 2) одну карточку, где мы читаем, 3) одну карточку, где мы курим, 4) по два экземпляра обоих оттисков той группы, где Марья Якимовна играет, всех четыре штуки, 5) две карточки, где мы с Марьей Якимовной/ вдвоем (негативы попросите уничтожить), 6) одну дюжину карточек Марьи Якимовны, где она снялась одна во весь рост.

Всех фотографий счетом — 23 экземпляра. Эти карточки попросите Метенкова запаковать, а отправите уже сами. Денег было мной выдано Метенкову 10 р., а остальные Вы доплатите ему — будут возвращены вам. Я думаю, рублей 15 придётся отдать.
Да, виноват, еще просил Владимир Иванович Мещерский ту группу, где Марья Якимовна играет, — подарите ему.

[Подпись: Будьте здоровы, Ваш Дмитрий].

31 августа, 1885 г. Москва.



Милая мама!

***
Получить от Метенкова:
5 карточек небольшого формата (одну из них передать Владимиру Ивановичу Мещерскому, 6 кабинетных портретов: 1 — маме, 1 — Лизе, 1 — Николе и 3 выслать мне; карточку масляными красками с папы дарю маме её.
Группы: я, Климшин и Магницкий читаем — 2 экземпляра, я, Климшин и Магницкий курим — 2 экземпляра, я и Мария Якимовна — сделать всего два оттиска и негатив уничтожить. Я, Климшин, Магницкий и Марья Якимовна – взять 4 экземпляра маме, Марье Якимовне, мне и Мещерскому.

26 декабря 1885 г. Москва.

Групповой портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка, Н. Ф. Магницкого, М. Я. Алексеевой, И. Н. Климшина. Екатеринбург, 1885 год. Из собрания ОМПУ
№4. Обращение Вениамина Метенкова в Комитет Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки

В Комитет Сибирско-Уральской Научно-промышленной выставки 1887 года

***
В заседании Комиссии, бывшем 13 сентября, господином Барнес было доложено мое мнение о порядке съёмки видов и научных предметов на Выставке, узнать которое ему поручила Комиссия. В виду того что, во-первых, некоторые члены Комиссии высказались против передачи фотографических работ одному лицу, во-вторых — обсуждение этого вопроса было отложено до следующего заседания, я считаю необходимым выяснить возможно-подробно свой взгляд за преимущество, так называемой, монополии в этом деле перед конкуренцией. Такой взгляд с моей стороны, как фотографа-специалиста, лицам, не знакомым с фотографич. делом, не может казаться иным, как в высшей степени пристрастным. Между тем, конкуренция, считающаяся благодетельной в каждом деле, в данном случае не может дать тех желательных результатов, если работы будут
переданы не одному лицу, а многим фотографам.

1. — Главный расход в деле фотографирования производится на получение первого снимка, как напр. в каждом печатном деле: в типографии — на набор издания, в литографию — на гравировку и т.д. и, чем изящнее, тщательнее исполнение, тем более требуется труда, времени и расхода и тем лучше должны быть аппараты. Поэтому, чем меньше произведется отпечатков, тем более расхода падет на каждый из них; постепенное удешевление их прогрессирует, т.е. идет параллельно с количеством сбыта или вместе с увеличением количества отпечатков. Из этого, само собой, явствует, что напр. пять лиц, снявшие одинаковые негативы с одного и того же предмета, не будут иметь возможность производить отпечатки дешевле, чем одно лицо, в виду того, что расход на каждого будет одинаков, доход же уменьшится для каждого до 1/5. Изящество и тщательность работы находится в прямой зависимости от того, что было поручено одному какому либо лицу. Так напр. те фотографии Уральс. дороги о которых с такой похвалой отзывался уважаемый наш г. Русских, могли быть исполнены только при том условии, что эти работы были сданы, во-первых, одному лицу, а во-вторых, что на это как нам известно, была ассигнована весьма значительная сумма. Таким образом, не опасаясь конкуренции и не стремясь делать «дешево и гнило», г.г. Шерер и Набгольц действительно получили изящные работы, в то же время отнюдь не составляющие исключительного явления в фотографич. искусстве, ибо каждый, более или менее опытный и любящий свое дело фотограф при подобных условиях мог бы сделать то же самое. Действительно, фотограф, исполнивший лучшие снимки на Выставке, может рассчитывать на больший сбыт, чем те, которые исполнили плохо, но для этого он должен продавать их за те же цены, как и другие, если же он будет назначать цены сообразно их стоимости, помере своих затрат: на лучшие материалы, тщательное исполнение, изящные переплеты для коллекций и т.д., то рискует не оправдать и этих расходов в силу того, что масса публики будет покупать хотя и плохое, но дешевое. Как известно, лубочные картинки имеют больший сбыт, чем олеографии — что вполне аналогично в применении к фотографии. Между тем, фотограф, обеспеченный в сбыте, будет иметь возможность больше затратить на тщательное исполнение, чем при разделении сбыта с другими.

2. — Чем больше размеры фот. изображений, тем они будут стоить фотографу дороже и, как-бы не были низки назначенные им цены, они не будут иметь такой сбыт в публике, как будут иметь снимки малых размеров. Снимки же больших размеров с Выставки весьма желательны, так как только они могут служить удовлетворительной коллекцией на память о Выставке. Чтобы для последней возможности удешевить большие снимки, а тем более цены полных коллекций в изящных переплетах, с лучшими литографированными орнаментациям, надписями и т.т., фотограф, пользующийся исключительным правом, будет иметь возможность изготавливать их почти за те цены, во что они ему самому обойдутся, в силу того, что его вознаградит за это сбыт мелких фотографий в массе. Без этого подспорья снимки больших размеров не будет возможности сделать за те низкие цены, как при сказанных условиях и, едва-ли, при конкуренции, можно рассчитывать на их изготовление кем либо, в виду трудности их производства, больших затрат и того незначительного сбыта, который можно ожидать.

3. — фот. снимки, независимо от величины их, по видимому, должны быть двух родов: снимки с научных предметов и видов выставки При допуске конкуренции каждый фотограф, по своему усмотрению, постарается снять только те виды, предметы на выставке, которые более интересны для массы, предпочитающей приобретение вида, вместо снимка с предмета, интересного только в научном отношении. Если Комитет и обяжет фотографов, за право фотографирования видов для продажи — делать снимки с научных предметов для себя или У.О.Люб. Естествознания, т [конец строки не пропущен] получит весьма разнохарактерную коллекцию; между тем это не может иметь место при исполнении одним фотографом, так как они могут быть одинаковых размеров, наклеяны на однообразные бланки, с соответствующими подписями, виньетками и т.п., при исполнении-же их вместе с видами для продажи, фотограф, в виду сбыта последних, будет иметь возможность исполнить снимки научных предметов для Комитета совершенно бесплатно.

Выяснив выгоды отдачи всех фот. работ на Выставки в одни руки, как способа, наиболее по моему крайнему разумению, лучшего, в виду получения однообразных снимков, имею честь добавить, что было-бы более целесообразно: чтобы Комитет, поручив съёмку на Выставке одному лицу, выпускал бы снимки в продажу от себя, вместе с каталогами, планами и т.п. своими изданиями. В виду правильности передачи и исполнения работ было бы желательно, чтобы Комитет, во первых: определил, каких размеров фот. снимки желательны для коллекции, какое количество отпечатков, на первый раз, должно быть исполнено с каждого негатива, как должны быть исполнены литографские работы для виньеток, типографские для надписей и какого рода переплеты должны быть для коллекций, а так же, какое количество снимков с каждого негатива должно поступить в пользу Комитета; во вторых: определив вышесказанное, Комитет передал бы исключительное право съемки с торгов, с тем, чтобы цены на каждый [ряд] фотографич. работы были обозначены и доставлены каждым фотографом в запечатанных конвертах, и кроме того были-бы предоставленны образцы работ от каждого фотографа, и в третьих: — Комитету принять на себя труд труд указывать место и предметы, которые должны быть сняты, поручать изготовление снимков к назначенному сроку постепенно в количествах, какие могут обусловиться сбытом, уплачивая фотографу следуемые суммы за принятые, готовые, снимки.

При сем, на случай определения Комитетом размеров снимков, какие желательны для него, [неразборчиво] чертежи общепринятых форматов фот. изображений в настоящее время, в России и заграницей.

[Подпись: Фотограф Вениамин Метенков]

Екатеринбург
16-го Сент. 1886 г.
№5. Письмо брата Петра к Вениамину Метенкову

Милый Веня!

***
Первым долгом желаем Тибе добра-здоровья, и поздравляем с Благополучным приездом в Белокаменную Москву, какое небось сравнение с Миассом? да вот ты и в Москве сколько доводилось нам читать и слыхать про Нее а Тибе вот довелось повидать и восхищаться смотря на Кремль и Дворцы, Сколько воспоминаний разных возрождается о прошетших в Ней Событий {я пишу какбуд-то бы очевидец} да одно слово Москва, как то звучит вот и этот листок на котором я пишу у тебя в кабинете тоже будет получен тобой и... где? В Москве фу черт возьми! И вот наш Вениамин летит на [неразборчиво] Дунаевым на Всероссийскую Выставку смотря на трех и четырех этажные здания и...

Мелькают мимо будки бабы,
Мальчишки, лавки, фонари
Бухарцы, сани, огороды
Купцы лачужки мужики
Аптеки, магазины моды
Балконы львы на воротах
И стаи галок на крестах.

[Сбоку от стихотворения написано: не любо-не слушай!].
Письмо посланное тобой из Екатеринбурга я получил в в Четверг 8-го. Что ты мне заказывал я все исполнил. 200 рублей Мих. Петр. отнес также и письмо Выдрину но он сам не поехал то письмо велел передать Выдрину Осипу Филиповичу который поехал в Троицк.
Торговля плохая не знаю чего повезу в Златоуст беда чистая 28-го надо платить Беляевым а в лавке нет денег всего сейчас рублей 80. Кислякову [неразборчиво] 50 р. [неразборчиво]. Ну, да свет

Свет не без добрых людей.
Правда ей ей
а все таки того.

Сегодня было арестование Федора Ивановича который и просидел чуть ли не сутки, да ладно Маменька спросила Плущевского который и справился за что он посажен? Конечно и выпустили. Посажен был Баушкой его, которую он отколотил что ли, а играть на бильярде все еще не бросать как Плущевский сказывает. что в три игры проиграл 1 руб. а работы страсть сколько да еще приходят сниматься незная когда он с работой поправится. В воскресенье я получил письмо от Веселова. Сообщает Тибе что он получил приглашение на съезд (которое тобой получено уже раньше его) и просит выслать карточки из которых готовых только было две, конечно и послали. Михаил Федорович заказывал купить Тибе шерсть которой название я позабыл так нельзя выслать ее почтой? Лиза и Маня уехали в настоящее время нас дома четверо только.

Да вот Ты и в Москве! Был в Перми все это Ново и при въезде в Москву, ты наверно дома скажешь

Ах братцы! Как я был доволен
Когда Церквей и колоколен
Садов Чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... Как много в этом звуке,
Для сердца Русского слилось!
Как много в нем отозвалось.
И так желаем тибе всего лучшего Маменька и все мы посылаем тебе низкий поклон. Сердечно тебя любящий брат.

[Подпись: П. Метенков].

1882, 9-го июля
Миасс

№6. Отрывок письма от неизвестного лица к Вениамину Метенкову

Милый Веня!

***
Письмо твое я получила, а карточки и сейчас еще на почте, получить некому.
Тоша уехал опять за конями на ярмарку, где-то около Кургана есть небольшая ярмарка, а коней бывает много, и покупать выгодно не знаю чего будет а еще вздумал похлопатать, и не хотелось ехать, да делать теперь пока нечего. Торговли нет. Как-то состоится ваша поездка в Москву, а Тоша все так собирается.

Отрывок письма от неизвестного лица к Вениамину Метенкову. Урал, около 1882 года. Из собрания ГАСО
№7. Письмо дочери Екатерины к Вениамину Метенкову

Милый папа!

***
Мы теперь в Асакове, но еще совсем не устроились и может-быть уедем отсюда. Здесь очень плохая погода и еще мало кумыса. Вчера мы [неразбрчиво] в Билимбай с разными приключениями. Нам очень хотелось бы быть сейчас в Екатеринбурге. Скажи Лизе, что я напишу ей, когда окончательно устроимся.

[Подпись: Пока прощай. Люб. Катя].

19 мая 1916 года

[Надпись сбоку письма неразборчива].
№8. Обращение Николая Терехова в Комитет Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки

В Комитет Сибирско-Уральской Научно Промышленной выставки

***
Так как Комитету, насколько мне известно, желательно было выслушать заявления [штатных?] фотографов о лучшем способе [неразборчиво] права на снимание видов выставки и оправе торговли этими видами, то я позволю себе высказать следующие соображения по этому предмету:

1.) Хотя право снимания видов и можно отдать в одни руки, но едвали Комитет будет обеспечен в этом случае относительно лучшего качества работы, потому-что фотограф, в руках которого будет находиться такая монополия, не будет уже иметь основание прилагать к своему труду наибольшее старание и время, потому-что все его работы и так могут расходиться в продажу, ха отсутствием Конкуренции; таким [неразборчиво] определить Качество работы едвали возможно, так как фотографический снимок как художественное произведение, может быть оценен справедливо, только знающим экспертом, таким образом для осмотра выходящих в свет видов, пришлось бы приглашать особое знающее лицо, иначе оценка будет колебаться между весьма далеко стоящими друг от друга степенями совершенства произведения.
Следовательно право снимания видов выставки я ненахожу нужным отдавать какому-либо одному лицу, а напротив вижу во возможной широкой Конкуренции [неразборчиво] преуспеяния дела.

2.) Так Комитету нужны будут, вероятно, виды с павильонов, отдельные группы выставки и проч., то Комитет с удобствами может возложить на фотографов обязанности доставить известное число экземпляров всех или только некоторых видов, какие будут им сняты на выставке.

3). Если Комитету нужно будет, кроме видов, которые будут сняты фотографами для своих целей, иметь еще снимки для пополнения Коллекций по усмотрению Комитета, то он так-же может заранее взять обязательство с фотографов исполнить этотребование Комитета, но заранее нужно указать число таких снимков, хотя приблизительно.

4.) Право способа снимания, в смысле размера, пункта постановки аппарата количества снимков и проч., по моему мнению возможно вполне предоставить фотографам, обозначив только размеры тех видов, какие должны будут поступить в распоряжение Комитета.

5.) Соглашение фотографов с экспонентами и собственно продажу видов следует предоставить самим фотографам, наложив, если Комитет найдет нужным, известный % с проданных вещей в его пользу.

[Подпись: Фотограф Н. Терехов]

Октября 1 дня 1886 года
№9. Из материалов личного дела Екатерины Метенковой

В Томск Метенковы приехали в начале августа 1919 года и поселились на Прасоловском пер., 3. Чтобы помогать содержать семью, дети Вениамина Метенкова пошли на службу. Так, в феврале 1920 года Екатерина Вениаминовна Метенкова в 21 год устроилась на свою первую работу журналисткой в Томскую городскую рабоче-крестьянскую милицию. До переезда Екатерина обучалась на курсах рисования в Училище барона Александра Людвиговича Штиглица в Петербурге. В анкете для служащих советских учреждений города Томска и его уезда она подчеркивала, что больше склонна к художественному роду деятельности. В июне 1920 года Екатерина написала заявление на увольнение в виду болезни.

Лечебный лист Екатерины Метенковой. Томск, 1920 год. Из собрания ГАТО
№10. Из материалов личного дела Николая Метенкова

Николай Вениаминович Метенков родился в 1901 году, он был четвертым ребенком в семье. На момент переезда в Томск ему уже исполнилось 19 лет. Николай окончил Единую трудовую школу в Екатеринбурге и знал немецкий и французский языки.

В июне 1920 года по приглашению томской биржи труда он устроился конторщиком седьмого разряда в паровозный отдел Службы тяги Томской железной дороги. В начале августа этого же года Николай написал заявление с просьбой откомандировать его из Управления Томской железной дороги в Уральский горный институт, где он продолжил бы свое образование. Однако в прошении ему отказали, поэтому 17 августа 1920 года Николай, в виду окончания срока найма, вновь попросил откомандировать его в Екатеринбург. Николай Метенков был уволен в октябре 1920 года по причине призыва на военную службу.



Послужной список Николая Метенкова. Томск, 1920 год. Из собрания ГАТО