«Негативы не уничтожаются»
11 января — 27 декабря 2023
Куратор и экспозиционер: Настя Елизарьева
Вениамин Метенков, выступая в роли антрополога и популяризатора Урала, оставил после себя разнообразное наследие, широко показывающее картину уральской идентичности пореформенного времени еще царской России. Благодаря его увлечению, его работе и включенности в контекст мы можем видеть, кем были люди этих таинственных мест с величественной неприветливой природой и насколько мы похожи на этих людей.

Как и большинство фотографов того времени, Метенков не выбирал конкретный жанр, в котором хотел бы работать. В XIX веке не было разделения на жанровую фотографию, еще не существовало кабинетных портретистов, отдельных представителей фотожурналистики, фотографов, занимающихся только предметной или модной, интерьерной или архитектурной съемкой. Фотограф тогда был и художником, и ремесленником. Будучи самоучкой и большим изобретателем, Вениамину Леонтьевичу были интересны все возможности работы со светом и натурой, допечатными и печатными процессами. После себя он оставил большое число отпечатков, сделанных в своем ателье в Екатеринбурге, освоив съемку при искусственном освещении. Опытным путем сократив время выдержки, он выполнял огромное количество заказов на портретную съемку: семейные, костюмированные, одиночные и групповые портреты на именном паспарту с художественным оформлением в духе времени. Метенков занимался и предметной фотографией, в основном для рекламы и по заказу, в том числе для Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), которое было учреждено в 1870 году. Метенков вступил в него сразу после переезда в Екатеринбург в 1883 году.

В это общество входила элита города — представители интеллигенции стали первыми уральскими краеведами: преподаватели, врачи, историки, зоологи, металлурги, просветители и ученые. Именно они, ввиду возможности собирания и коллекционирования, оставили после себя наследие, с которым до сих пор работают наши современники. В декабре 1888 года силами членов Уральского общества любителей естествознания открывается музей на базе собранных и приобретенных ими коллекций. Это было огромное по тому времени собрание памятников природы и истории Урала — только зоологический отдел насчитывал свыше 6000 экспонатов. Для музея 30 фотографий экспозиции сделал и Вениамин Метенков. Из этих снимков им был сформирован «Альбом музея УОЛЕ», также фотографом были отсняты экспозиции залов нового музея.

Настя Елизарьева, куратор и экспозиционер

6+

В этом зале представлены:

кабинет-портреты на паспарту, созданные Вениамином Леонтьевичем в Миассе (1870–1883) и Екатеринбурге (1883–1886, первая половина 1890-х — начало 1900-х) / копии из фондов Музея истории Екатеринбурга,

портрет писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (год создания портрета неизвестен / копия из собрания Государственного архива Свердловской области),

снимок скелета североуральского оленя из зоологического отдела музея УОЛЕ (начало ХХ века, до 1917 года) / копия из собрания Государственного архива Свердловской области,

реклама фотоателье В.Л. Метенкова в газете «Екатеринбургская неделя» (1892, №36) / копия из фондов Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского,

задняя сторона паспарту фотоателье Метенкова (1887–1890-е) с композицией, содержащей изображение музы фотографии и атрибутов, адрес, имя мастера на ленте, награды, полученные на выставках в виде медалей и надпись «Негативы не уничтожаются», символизирующая бессрочное хранение негативов в фотоателье, благодаря которому можно было в любой момент заказать повторную печать сделанной ранее фотографии (у Метенкова в разные годы на паспарту можно было также встретить надписи «Негатив хранится полгода», «Негативы сохраняются в течение года» и «Негативы сохраняются»).

Над выставкой работали: Настя Елизарьева, Анастасия Мартынова, Мария Сенцова.

Команда музея благодарит за помощь Алтынай Жусупову и Константина Поташева.

Выставочные конструкции: коллаборация команды музея и ASHBURO.